Значение слова САКЕЛЛАРИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое САКЕЛЛАРИЙ

? одна из церковных должностей в округе константинопольского патpиapxa в XI?XIV и следующих веках. С. почти всегда имели скромный сан дьякона; даже так называемый великий С ., занимавший второе место в первой пентаде (пятерице), при служении патриарха в храме держал лишь одну из рипид во время выходов из алтаря, а при посвящении диакона в иереи или кого-либо в монашество подводил посвящаемого к посвящающему. Слово С. одни производят от еврейского слова saccus (мошна, торба), другие ? от латинского sacellus, мешок для денег. Главной функцией этих церковных чиновников была деятельность фискальная и контрольная в подведомственных каждому С. церквах и монастырях. С. при патриархате, т. е. при церкви св. Софии, назывался великим С . и был одним из экзакатакилов, т. е. членов патриаршего совета. Это был обыкновенно один из самых могущественных сановников церкви константинопольской, потому что в его ведении находились все финансы константинопольского патриархата: к нему, как к генерал-контролеру церковного управления, доставлялись подробные ведомости от всех приходов и церквей патриархата о приходах и расходах, о состоянии земельных владений каждого монастыря и прихода. Некоторые монастыри на Востоке носили название сакелл (sacellus); они были хорошо защищены от внешних нападений. Сюда обыкновенно посылались на известный срок под надзор местного С. провинившиеся клирики. С. следили за нравственностью монахов, исполняя обязанности "благочинных" позднейшего времени. Они следили также за своевременной обработкой монастырской земли и руководили всем материальным хозяйством обителей. В спорах духовных лиц с мирянами С. являлся непременным защитником первого. Помощником С. был начальник монастырей (? ????? ??? ???????????), занимавший первое место в пятой пятерице. В настоящее время в России существует звание С., усвояемое одному из старших священников (протоиереев) Большого дворца. См. преосв. Павел (Лебедев), "О должностях и учреждениях по церковн. управлению в древней восточной церкви" (1857); Цишман, "Die Synoden und Episcopal a mter in den Kirchen" (1867); "Православный собеседник" (1868, май и сентябрь); "Руководство для сельских пастырей" (1868, ноябрь и сл.).

Н. Б?в .

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.