Значение слова РУСАЛИИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

РУСАЛИИ

? славянские отголоски древнеклассического чествования памяти умерших (Rosaria, Rosalia, dies rosae). По древним свидетельствам (надпись в Драме, близ Филиппополя), розалии состояли в ежегодном принесении роз на могилу, вероятно с разными обрядами и пением. Из Фракии и Македонии Р. были заимствованы славянами, с разными местными изменениями. Церковь часто поднимала свой голос против Р., но так как они издавна примкнули к христианским праздникам (обыкновенно ? к Троицыну дню), то и распространялись вместе с христианством, как элемент народно-церковного обряда. Вальсамон, в толковании на 62 канон трулльского собора, упоминает о русалиях, как древнем празднике, отбываемом в деревнях после пасхи. Епископ охридский Димитрий Хоматиан (XIII в.) говорит, что Р. праздновались в Македонии в неделю по пятидесятнице. Древнерусские церковные писатели часто с осуждением упоминают о Р. Название Р. для весеннего праздника и игр на зеленых святках до сих пор сохранилось у славянских народов, румын и албанцев. Во многих местностях, преимущественно в Македонии, Болгарии, Сербии и Белоруссии, сохранилось много связанных с Р. древних обрядов и песен. Местами Р. празднуются под другими названиями: у великороссов ? семик (собственно четверг на седьмой неделе по Пасхе), у словаков ? турицы. Древнее поминальное значение Р. у славян затемнилось разными весенними играми и песнями, но не совсем заглохло. Анализ русских суеверий приводит к заключению, что весенние Р. ? главным образом поминальный обряд. Празднование Р. местами сохранилось на рождественских святках. Замечательным остатком древности служат рождественские Р. в южной Македонии ? "погани дни", от Рождества до Богоявления. Этот праздник объясняет выражение "Стоглава", что в старой московской Руси Р. были "о навечерии Рождества Христова и Богоявления". "Стоглав" упоминает еще об "роусалии о Иоаннове дни" (т. е. 24 июня). По свидетельству этого памятника, на Р. сходились "мужие, жены и девицы на нощное плещевание и на бесчинный говор и на бесовские песни и на плясание, и на скакание". Академик А. Н. Веселовский готские игры византийского придворного церемониала, сохранившиеся отрывочно на фресках Киево-Софийского собора, объясняет январскими русалиями.

См. Веселовский, "Разыскания в области духовного стиха" (вып. V, 260?286); Joret, "La rose dans l'antiquite" (357 и др.); Miklosich, "Die Rusalien".

Н. С?в.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.