Значение РОЛАН, МАНОН ЖАННА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

РОЛАН, МАНОН ЖАННА

(Манон Жанна Флипон, г-жа Roland de la Platière) ? одна из знаменитейших женщин французской революции; род. в Париже 17 марта 1754 года. Отец ее, Гатьен Флипон, гравер и живописец на эмали, торговал алмазами и драгоценными камнями; мать ее, Маргарита Бимон, отличалась красотой и добрым сердцем. Училась она дома и развивалась быстро; скоро она истощила запас книг, хранившихся в маленькой домашней библиотеке, проглатывая рядом с житиями святых старый перевод "Гражданских войн" Аппиана, мемуары m-lle de Montpensier и пр. Она украдкой читала книги, которые приносились в мастерскую ее отца молодыми учениками, прочла массу путешествий, а 9-ти лет, как сама говорит в "Мемуарах", "носила с собой в церковь вместо молитвенника сочинения Плутарха", которого она особенно любила. После Плутарха волновал ее сердце Фенелон, затем ? Тассо и другие поэты; скоро попался в ее руки и Вольтер. Отец начал учить ее гравированию, и она сделала большие успехи в этом искусстве. Она была пламенно набожна, мечтала о мученичестве, стремилась к монашеской жизни, увлекалась красноречием Боссюэ. Рано познакомилась она с оскорбительным пренебрежением аристократов к буржуазии, побывав в одном аристократическом доме, а потом проведя восемь дней в Версале. Ею овладело оппозиционное настроение; прежняя вера скоро заменилась философией; из усердной католички она сделалась деисткой. До 17 лет она один только раз была в театре. Многочисленные претенденты на ее руку были ей отвратительны. В июне 1775 г. умерла мать ее; она осталась одна в доме своего отца, где вместе со второй его женой водворился беспорядок. В это время ей попала в руки "Новая Элоиза" Руссо. Чтение этой книги произвело на нее такое же впечатление, как Плутарх. "Плутарх, ? говорит она, ? подготовил меня стать республиканкой... Он вдохнул в меня настоящий энтузиазм общественной добродетели и свободы. Руссо показал мне семейное счастье, к которому я могла стремиться". Она стала писать, озаглавив свои писания "Oeuvres de loisir et reflexions diverses", и написала сочинение на тему, предложенную безансонской академией: "Каким образом воспитание женщин может способствовать улучшению человечества", ? но премии не получила, как и другие соискатели. В своем рассуждении она больше говорила по поводу вопроса, чем о самом разрешении его. Улучшить людей она считала возможным с помощью лучшего образа правления и хороших законов. Познакомившись с Роланом (см. Ролан де ла Платьер), она вышла за него замуж (1780), но никогда не любила его. Ей казалось прекрасным принести себя в жертву счастью человека, посвятившего себя добру. Ее брак был подражанием браку Элоизы с Вольмаром. Одаренная большим умом, прекрасно образованная, красивая, Р. сделалась талантливой помощницей мужа и направляла, в сущности, всю его деятельность. Она была властным и обаятельным организатором кружков; впоследствии монтаньяры называли ее дом: "бюро общественного мнения". Р. пробыла с мужем в Амьене четыре года, помогая ему работать над "Новой Энциклопедией", статьи которой, относящиеся к торговле, были ею составлены. Когда Р. переехала в Лион, она занялась благотворительностью, лечила больных крестьян. Движение 1789 г. охватило Р.: она искренно верила, что революция обновит мир. Не зная личного счастья, она полюбила революцию и сделалась главой партии. Ее называют единственным мужчиной, которого выставила Жиронда. Ее салон стал блестящим очагом революции. Четыре раза в неделю здесь сходились Бриссо, Петион, Бюзо, Робеспьер. После закрытия учредительного собрания Р. оставила, вместе с мужем, Париж, но переписывалась с Робеспьером и Бюзо. Когда ее муж был назначен министром, она получила большое влияние на дела и убедила мужа не доверять придворному миру и королю, "цель которого ? усыпить министров". Бриссо, Кондорсе, Верньо, Жансонне, Гаде, Бюзо были настроены ею против короля. Она разгадала легкомыслие Дюмурье и вооружала против него жирондистов. Под ее влиянием военный министр Серван предложил национальному собранию, без полномочия короля и без согласия совета, собрать вокруг Парижа 20 тысяч солдат. После отставки Ролана центр жирондистов перенесся из министерства в тесный кружок Р., куда вступил и Барбару. Вместе с Р. он разрабатывал мысль о федеративной республике. В это же время с Р. старался сблизиться и Дантон. Р. деятельно подготовляла восстание 10 августа; у нее сходились Барбару и Ребекки для обсуждения дальнейших действий. Восстановленное жирондистское министерство не совсем нравилось Р.: она мечтала о таком совете министров, который был бы составлен из твердых, умеренных, неподкупных республиканцев. Между тем, отношения между жирондистами и якобинцами сделались прямо враждебными. Робеспьер перестал бывать у Р. Когда началась борьба партий, Р. составляла письма к департаментам, к конвенту, вдохновляя жирондистов-писателей против Марата, побудила Луве к нападениям на Робеспьера. Шабо составил против нее ряд обвинений, указывая на ее сношения с Нарбонном, Малуэ и другими роялистами. Р. была вызвана конвентом для объяснений, но оправдана. С гибелью жирондистов связана и судьба Р. Она хотела защитить мужа в конвенте, когда было отдано распоряжение арестовать его, но сама была арестована. В тюрьме она написала свои знаменитые "Мемуары" ("Memoires de madame Roland", новое издание С. A. Doban, с портретом Р. и автографом, П., 1864), в которых вполне отразилась ее чистая душа и ее республиканские взгляды. По своей откровенности они напоминают "Les confessions" Руссо. 8 ноября 1793 г. Р. предстала перед революционным трибуналом, а 9-го была казнена. На эшафоте она воскликнула: "Какие преступления совершаются во имя свободы!" Мемуары ее сохранил натуралист Боск и опубликовал впервые после 9 термидора, под заглавием: "Appelà l'impartiale posterite". Мемуары Р. переведены на русский язык: "Личные мемуары г-жи Ролан" (СПб., 1893, издание исторического общества при спб. университете).

См. Dauban, "Etude sur M-me Roland et son temps" (Париж, 1864); M. Blind, "Madame R." (Лондон, 1886).

П. К?ий.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.