Жанна д'Арк, или Орлеанская дева, род. в 1412 г. в дер. Домреми, вШампани, на границе Лотарингии (Ее фамилия - Darc; букву D отделили, сапострофом, и стали писать d'Arc, вероятно после пожалования ейдворянства). Ее родители были работящие крестьяне. Под влияниемтогдашних печальных обстоятельств (войны с Англией и внутреннихраздоров), настроение большинства французского крестьянства было крайнерелигиозное. Одна часть Франции признавала королем английского короляГенриха VI, которого поддерживала бургундская партия; другая - дофина,под именем Карла VII, на стороне которого была партия орлеанская. Народожидал спасения Франции от чуда; по рукам ходили воззвания к Богу,полные отчаяния. Те, которые умели читать, читали их толпам не умеющих.Крестьяне, конечно, не понимали смысла борьбы партии бургундской иорлеанской, но они ясно видели зло междоусобий. Все подобные настроенияи упования сильнее всего отражались в той пограничной области, котораяразделяла сферу преобладания англо-бургундской партии от сферыпреобладания партии орлеанской. Именно в такой пограничной областинаходилась деревня Домреми; англо-бургундские шайки, через Лотарингию,часто вторгались в Шампань и опустошали поля ее. Семейство будущейизбавительницы Франции не раз спасалось бегством от грабежей и насилий.Ж. д'Арк пламенно молилась, со всей околицей, о спасении короля и оспасении Франции. В крестьянстве еще жива была память о временах КарлаVI, когда феодалы, изуродовав какого-нибудь крестьянина, издевалась надним, говоря: или, жалуйся твоему безумному королю. Ей, мало-помалу,стало приходить в голову, что Бог зовет ее на подвиг спасения короля,крестьянства и Франции. В церкви своей она молилась перед образом арх.Михаила, св. Маргариты и св. Екатерины. Говорила ли она потоминосказательно, что голос этих святых призывал ее на подвиг, или,действительно, в сонных видениях ей слышались голоса - это решитьтрудно. Отец Ж. д'Арк ничего не хотел слышать о ее призвании, но ее дядяуверовал или притворился уверовавшим в нее. Он представил ее комендантузамка Вокулёр, прося направить Ж. к королевскому двору; но комендантрешительно отказывал в этой просьбе, пока двое рыцарей не уверовали, поих словам, в ее призвание. Вероятно, не без согласия двора, эти рыцари решились представить еекоролю. Под Орлеаном, где сосредоточивалась тогда борьбаангло-бургундской партии с партией дофина, носились уже слухи, чтоскоро; в образе девственницы, явится спасительница Франции и дофина 23февраля 1429 г. Ж. д'Арк, в Шиноне, была представлена королю. Назначенабыла комиссия из теологов, чтобы испытать Ж. на счет ее призвания.Теологи засвидетельствовали ее искренность; дамский комитет, подпредседательством тещи короля, засвидетельствовал ее девственнуючистоту. Многие требовали от нее чудес и знамений; она отвечала, чтоприслана не для знамений, а для освобождения Орлеана. Карл дал Ж. небольшой отряд войска и знамя, на котором нарисованыбыли два ангела, держащие в руках лилии (герб короля). В рыцарскомкостюме белого цвета, на черном коне, высокая и стройная Ж. производилана толпу сильное впечатление. Под влиянием всего виденного и слышанного,в ее сознании ясно обозначалась цель ее подвига - освободить Орлеан,осажденный англичанами, и короновать дофина в Реймсе; до этогокоронования она называла Карла не королем, а дофином. Дело, предстоявшееЖ., было весьма трудное: вожди разных отрядов Карла совсем не привыкли кдисциплине и цель войны видели в грабеже областей противной партии. 29апреля 1429 года французский отряд проник в Орлеан и доставилосажденному городу съестные припасы и подкрепление гарнизона, но гораздоважнее было нравственное влияние этого события. Французы окончательноубедились, что Жанна д'Арк - посланница свыше, ангел Божий, и уверовали,что Франция будет спасена; англичане же, считая ее за демона и колдунью,объяты были ужасом. Укрепления (бастилии), воздвигнутые англичанамивокруг Орлеана, взяты были одно за другим; 8 мая англичане должны былиснять осаду Орлеана, и вслед затем оставили, без боя, большую частькрепостей, воздвигнутых ими по берегам Луары. 18 июня, при Патэ, Ж.разбила сильный отряд англичан, под предводительством лорда Тальбота.Все среднее течение Луары было очищено от неприятеля. Оставалосьпривести короля в Реймс и короновать его. Советники Карла называли походна Реймс безумством; только немногие понимали, что это народныйкрестовый поход и что в таком предприятии сила в энтузиазме, а не врасчете. И действительно, на пути все крепости сдавались; даже Труа,наиболее укрепленный, и тот сдался после первого приступа. 16 июля Карлвступил в Реймс: Ж. стояла возле короля во время коронации. В этот деньона выпросила для Домреми освобождение от всех податей. Говорят, что после коронации она просилась домой; по некоторымизвестиям, напротив, она сама вызвалась докончить освобождение Франции.Первое известие вероятнее. Энтузиазм никогда не бывает продолжителен;Ж., конечно, чувствовала вокруг себя ослабление религиозно-политическогоодушевления. План предстоявшей кампании требовал расчета; но людейспособных рассчитывать движение войск вокруг Карла не было. Как бы то нибыло, с этого времени начались неудачи. Вместе с королем Ж. выступила ксеверу; Компьень и Бовэ сдались без сопротивления, но при осаде ПарижаЖ. потерпела поражение и была ранена. Карл, чтобы ее утешить, возвел еерод в дворянство. Весною следующего 1430 г. англич. снова началинаступательные действия и осадили Компьень. Ж. поспешила на помощьосажденному городу, но была разбита и взята в плен. Масса англичанвидела в ней только колдунью; вожди их чужды были этого суеверия, но,чтобы ослабить впечатление ее побед, охотно поддерживали нелепыевзгляды, выдавая Ж. за ученицу и пособницу дьявола. Суд приговорил еесжечь живою, что и было исполнено 30 мая 1431 г., в Руане. В 1450 г.Карл VII велел тщательно пересмотреть ее процесс и, разумеется, никакойвины за нею не было найдено. Литература о Ж. д'Арк велика: на ее судьбес особенным вниманием остановились, в общей истории Франции, Анри Мартени Мишле. Из частных исследований важнейшие: O'Reilly: "Les deux procesde condamnation et de rehabilitation de Jeanne d'Arc" (Пар., 1868);Wallon, "Jeanne D'Arc" (1860, 2 изд. с гравюрами, 1876). В русскойлитературе сделана была д-ром Якоби попытка рассмотреть историю Ж. д'Аркс психиатрической точки зрения (статья в журнале "Знание"). Е. Белов.
Значение слова ЖАННА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ЖАННА
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012