(Robert Fleury) ? два французских живописца. 1) Жозеф Никола Р.-Флёри , род. в 1797 г. в Кельне. Будучи привезен родителями в Париж, куда они переселились, он поступил в 1817 г. в училище изящных искусств и занимался живописью под руководством барона Гро, Ораса Верне и в продолжение четырех лет в мастерской Жироде, после чего отправился для своего усовершенствования в Рим, провел там четыре года и возвратился в 1826 г. в Париж. Первым значительным произведением его была "Сцена из Варфоломеевской ночи" (1833; находится в турском музее). За ней последовал ряд других его картин, имевших громадный успех и получивших широкую известность благодаря их воспроизведению в гравюре и литографии. Несмотря на свое образование в духе классицизма, Р.-Флёри увлекся романтическим направлением, которое приняла французская литература 1820? 30 - х гг., и стал одним из главных проводителей этого направления в живопись. Он любил сильно драматические сюжеты и, трактуя их, нередко впадал в мелодраму, которая глубоко трогала тогдашнюю публику. Из-под его кисти выходили картины, изображающие сцены ужаса и горя, убийства, предсмертной агонии, сумасшествия, казни, насилия, причем действующими в них лицами являлись знаменитые исторические деятели, одетые в живописные костюмы и живописно группированные среди эффектной обстановки. Что касается до исполнения, то рисунок у Р.-Флёри безукоризненно верен, краски сильны, но несколько фальшивы, письмо сухо, вследствие чего гравюры со многих из его картин производят лучшее впечатление, чем самые оригиналы. К числу наиболее любопытных произведений этого, во всяком случае замечательного художника принадлежат: "Т. Тассо в монастыре св. Онуфрия", "Балдуин Фландрский под Эдессой" (находится в Версальском музее), "Вступление Хлодовика в Тур" (там же), "Религиозный диспут в Пуасси в 1561 г." (в Люксанбургском музее в Париже), "Труп Тициана во время чумы в Венеции" (в Антверпенском музее), "Карл V в монастыре св. Юста", "Дети Людовика XVI в Тампле", "Бенвенуто Челлини в своей мастерской", "Разграбление еврейского дома в квартале Джудекка, в Венеции, во времена инквизиции" (в Люксанбургском музее), "Джень Шор, преследуемая как колдунья и прелюбодейка" (там же), "Ауто-да-фе", "Последние минуты Монтеня" и некоторые др. Вообще Р.-Флёри писал на полотнах не особенно большого размера, и фигуры величиной в натуру появляются только в четырех картинах, исполненных им для залы парижского коммерческого суда ("Учреждение консульских судей канцлером Лопиталем, в 1563 г.", "Кольбер, представляющий Людовику XIV к подписи упорядочение торговли, в 1763 г.", "Дарование Наполеоном I коммерческого кодекса" и "Водворение коммерческого суда в новом здании при Наполеоне III"). Он был одно время в большой моде, как портретист, с 1855 по 1865 гг. состоял профессором в парижском училище изящных искусств, причем в последние пять лет исполнял также обязанности директора этого учреждения, в 1865?66 гг. был директором французской академии в Риме и с 1850 г. членом института.
2) Антуан (Тони) Р.-Флёри , сын предыдущего, род. в 1837 г., получил художественное образование в парижском училище изящных искусств под руководством, главным образом, П. Делароша и Л. Конье. Составил себе известность многими картинами исторического содержания, прекрасными по рисунку и краскам, но иногда впадающими в театральность, а также жанрами и портретами. Первым произведением этого художника, обратившим на него общее внимание, была выставленная в парижском салоне 1866 г. большая картина: "Варшава 8 апреля 1861 г." (сцена польского восстания этого года; находится у графа Браницкого, в Париже). Из следовавших за ней работ, следует указать, как на наиболее интересные по содержанию и удачные по исполнению, на следующие: "Старуха на Навонской площади, в Риме" (1867; находится в Люксанбургском музее, в Париже), "Последний день Коринфа" (1870; там же), "Данаиды" (1870), "Шарлотта Корде в Кане, в 1793 г.", "Доктор Пинель в Сальпетриере, в 1795 г., освобождает умопомешанных от оков" (1876), "Апофеоз французской скульптуры" (1880; плафон в Люксанбургском дворце, в Париже), "Вобан дает планы укреплений Бельфора" (1882; в департаменте изящных искусств, в Париже) и некоторые др.
А. С?в.