Значение РЕЙМОНТ, ВЛАДИСЛАВ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое РЕЙМОНТ, ВЛАДИСЛАВ

(Reymont) ? выдающийся польский беллетрист. Род. в 1868 г. в крестьянской семье; систематического образования не получил; переменил несколько профессий, от странствующего актера до послушника Ченстоховского м-ря; служил на фабриках, работал в поле, и т. п. Польская критика видит в Р. чрезвычайно кипучее стихийное творчество (Стен), большой и мощный талант (Мазановский), такого же "Гомера польского хлопства", как Сенкевич Гомер шляхты (Брюкнер), в его произведениях ? цельный колорит и музыкальное настроение (Фельдман), результат чисто эпических наблюдений над жизнью людей и природы (Брюкнер), выдающееся пластическое дарование (Хмелевский). В первом же рассказе Р. "Pielgrzymka do Jasuej G o ry" (1894) обратило на себя внимание мастерское изображение "собирательной души" простого народа; новостью в нем для польской литературы было органическое "слияние", "тесное мистическое родство" интеллигентного лица и скептика, от имени которого ведется рассказ, с толпой. Менее удачны написанные затем рассказы "Spotkanie", "Cienie" и "Oko w oko", основанные на психологическом анализе мужской совести перед призраками загубленных женщин. После этого Р. перешел к описанию крестьянской среды, редко идеализируя ее "праздничную" патриархальность ("Szczesliwi"), чаще изображая непривлекательные ее стороны: в хлеву умирает одинокий старик, подобно Лиру, отдавший землю одной из дочерей ("Smierc"); собака, спасающая ценой жизни щенят, оказывается несравненно выше крестьянки-матери, которая истязает ребенка ("Suka"); потерявший работу поденщик не находит помощи ни у помещика, ни у ксендза и отравляет падалью единственного сына ("Tomek Beran"). После этих потрясающих картин нищеты, сравниваемых польскими критиками с "Ткачами" Гауптмана, Р. перешел к романам из жизни интеллигенции ("Komedyantka", 1896 и "Fermenty", 1897). Это ? история страстной и гордой женской души, Янки Орловской, которая не знает, куда приложить силы, и бросается в "театральное болото"; ее спасает крестьянский сын Гжесикевич, прощает ее "грех" и женится на бывшей актрисе. Янка должна переносить оскорбления от грубых родителей мужа и понемногу из неуравновешенной бурной натуры превращается в типичную самку, напоминая такое же превращение Наташи Ростовой в "Войне и мире" (Матушевский). "Ziemia obiecana" (1898) рисует мир наживы лодзинских фабрикантов, представляя умело задуманную иллюстрацию к рабочему вопросу; на фоне ужасов польского Манчестера нарисованы типы циничных фабрикантов, их ловких прислужников-директоров, отвратительных аферистов. К "Земле обетованной" примыкает талантливый рассказ Р. "Pewnego dnia": в старом рабочем настолько убит сам инстинкт свободы, что, взяв отпуск в деревню и выйдя уже за ворота, он машинально возвращается на фабрику, как только услыхал свисток. Аграрный вопрос трактуется Р. своеобразно; "экономическая" природа крестьянина, в глазах Р., сильно реагирует только на материальные вопросы, оставаясь инертной к моральным. Когда молодой крестьянин из мести совершил поджог, отчего выгорела вся деревня, и народный суд Линча присудил его к сожжению в пламени хат, то его мать, до тех пор не чаявшая в нем души, называет решение мужиков "справедливым" ("Sprawiedliwie"). Более ярко та же мысль проводится у Р. в его четырехтомном романе "Chlopi" ("Осень", "Зима", "Весна" и "Лето"), в столкновении старика Борыны с сыном Антком, которого он прогнал из дома и лишил наследства. В первой книге "Мужиков" великолепно описан аграрный бунт; роман охватывает всю жизнь польского крестьянина, "и притом не с точки зрения экономической или городской, но с точки зрения самой деревни, в ее собственном освещении, с глубоким проникновением в мужицкую психологию" (Брюкнер). Рассказы Р. помещены в сборниках "Spotkani e. Szkice i obrazki" (1897) и "Z pamietnika" (1903). См. А. Яцимирский, "Владислав Р." ("Вестн. иностр. литературы", 1906, VI).

А. Яцимирский.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.