Значение РАМА, В АРХИТЕКТУРЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое РАМА, В АРХИТЕКТУРЕ

? рельефный бордюр, окружающий на стене или плафоне здания четырехугольное, круглое, овальное или какой-либо другой формы пространство, занятое лепным орнаментом, декоративной живописью или совершенно пустое и гладкое. Р. обыкновенно состоит из ряда тяг, валиков, желобков, каблучков и других архитектурных обломов и нередко украшается каннелюрами, рядами перлов или ов и различными мотивами растительного орнамента с прикрытиями в виде листьев, раковин и т. п. по углам, если она четырехугольная. Вообще архитектурная Р. должна соответствовать своим стилем отделке помещения, в котором она употреблена и вместе с тем содействовать эффекту окружаемой ею скульптуры или живописи. В строительном деле и художественно-промышленном производстве Р. называются сделанные из дерева или иного материала простые или украшенные каким бы то ни было образом пяльцы для вставки чего-либо, каковы, напр., Р. закладные, оконные, зеркальные и пр. Особенно важное значение представляют Р., служащие для вставки картин, гравюр и рисунков с целью их изолирования от прочих предметов комнатного убранства и придания им большей эффектности. Картинные Р. на западе Европы первоначально имели чисто архитектурный характер и употреблялись исключительно для алтарных и вообще церковных икон. Они изготовлялись из дерева, мрамора и, что случалось реже, из металла. Деревянные Р. иногда составляли одно целое с самой иконой, будучи заранее вырезываемы по краям доски, на которой предстояло работать живописцу. Резные из дерева Р. получали раскраску и местами позолоту, впоследствии же их стали золотить целиком. Мраморные Р. вначале также раскрашивались и золотились, а потом украшались разноцветной инкрустацией, и только в конце XVI стол. явилось предпочтение к оставлению их совсем белыми. В том же столетии вошло в обычай окружать Р., преимущественно деревянными, также и картины нерелигиозного содержания, причем их резная орнаментация все более и более утрачивала свой прежний архитектурный характер и, подчиняясь общим декоративным законам и требованиям вкуса эпохи, приобретала большую сложность и изящество. Во времена стиля барокко, в XVII в., и стиля рококо, в XVIII стол., в Италии, Испании и Франции употреблялись для картин исключительно золоченые Р. с обильной, тяжелой, нередко впадавшей в крайнюю вычурность резьбой, тогда как в Нидерландах и Германии продолжали быть в ходу излюбленные там еще с конца XV стол. черные или темные Р. без всяких украшений, обведенные лишь тонкой золоченой полоской по внутреннему краю. В начале настоящего столетия распространилась из Франции вместе с художественным стилем Империи мода на золоченые Р. с разделкой, заимствованной из античной архитектуры и орнаментики, сменившаяся в эпоху господства романтизма в искусстве и литературе фантастичностью и попытками подражать средневековым (готическим и романским) мотивам. Образцы старинных Р., иногда удивительно изящные и замечательные по мастерской резьбе, можно видеть во многих картинных галереях при произведениях живописи, для которых они были некогда сделаны, равно как и в учреждаемых ныне повсюду музеях искусства, примененного к ремеслам и промышленности. В наши дни производство картинных Р. очень упростилось: они склеиваются из сделаных машинным способом деревянного багета, на который налепливаются алебастровые каннелюры, листья, гирлянды и др. рельефные орнаменты, оттиснутые также механически; приготовленная таким образом Р. вызолачивается обыкновенным путем или, что дешевле, одевается сплошь весьма тонким слоем олова, поверх которого наводится желтый лак, дающий ему вид настоящего золота. Для тех, кому и подобные Р. могут показаться дорогими, имеется в продаже огромный выбор фальшиво-золоченых, орнаментированных, широких и узких багетов, которые, чтобы сделать из них Р., остается только распиливать на куски и склеивать. С некоторых пор художники, отправляя свои картины на публичные выставки, стали придумывать для них самые затейливые Р. ? напр. такие, в которых позолота соединяется с бронзировкой и подражанием старому серебру, Р., обтянутые бархатом или плюшем какого-либо "мореного цвета" и только обведенные по внутреннему краю золочеными деревянными или бронзовыми рантами, Р. из кожи с вытисненными на ней нежными золотыми арабесками наподобие украшающих книжные переплеты, Р., на которых симметрично или капризно размещены букеты цветов или пучки листьев, сформованных прямо с натуры и превращенных в металлические при помощи гальванопластики, и т. д. Главную роль при компоновке таких Р., конечно, играет желание их изобретателей быть оригинальными во что бы то ни стало. Дело доходит до того, что, напр., сколачивают Р. из грубых полугнилых досок старого ящика и драпируют ее плюшем или какой-либо другой материей; бронзируют Р. так, как будто она много лет лежала в земле и еще не вполне очищена от грязи и ржавчины; обтягивают Р. простой рогожей, которую потом покрывают лаком и, пока он еще не отвердел, обсыпают золотым или бронзовым порошком; изображение Мадонны вставляют в Р., на которой вырезаны лягушки или уродливые, гримасничающие физиономии; картину, воспроизводящую нечистоты скотного двора, наделяют Р., орнаментированной цветущими розами или миловидными детскими головками. Словом, у истых художников нынешнего fin de sciè cle все считается позволительным, только бы отличиться от всех других; для некоторых из них Р. ? вещь такой же важности, как и самая картина. Впрочем, наиболее распространенными картинными Р. продолжают быть золоченые вполне, с глянцевым лощением или с матовостью, иногда же с тем и другой вместе. Для рисунков и гравюр, обыкновенно выставляемых под стеклом, употребляются Р. гладкие, золоченые, черные, белые или какого-либо цветного дерева, причем, дабы выставленная вещь производила лучшее впечатление, ее предварительно помещения в Р. окружают так назыв. паспарту (см.); цвет последнего, самый выгодный для акварелей, исполненных многими красками, ? белый или темно-малиновый, а для однотонных рисунков и гравюр ? серый или синеватый.

А. С?в .

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.