(Пьер Puvis de Chavannes, 1824 ? 1898) ? современный французский исторический живописец, образовался под руководством Ари Шеффера и Кутюра и посвятил себя преимущественно декоративной и монументальной живописи в духе итальянских живописцев XV столетия, произведения которых он изучал во время своего пребывания в Италии. Первые его картины в этом роде, обратившие на себя внимание, "Bellum" и "Concordia", были написаны в 1861 г. для амьенского музея. За ними следовали: "Работа" и "Покой" (1863), "Осень" (1864), "Ave Picardia" ? символическое изображение сельской жизни в Пикардии (1865) и "Массилия" ? идиллическая сцена из древнегреческой жизни. Самая лучшая картина П. де-Ш. в том же роде, "Pro patria ludus", была написана в 1882 г., также для амьенского музея. В ней художник представил пикардийских юношей, упражняющихся в метании копий. В композициях де-Ш. пейзаж и человеческие фигуры играют одинаково важную роль и как бы взаимно дополняют друг друга, производя в высшей степени целостное впечатление. Не будучи безукоризненным рисовальщиком и даже умышленно избегая точно моделировать фигуры, П. де-Ш. ставил себе задачей главным образом передавать дух эпохи, из которой черпал сюжеты. Из его монументальных работ лучшими считаются фрески в парижском Пантеоне, изображающие 2 сцены из жизни св. Геновевы, "Священная роща" (на лестнице дворца искусств в Лионе), картина в амфитеатре Сорбонны, "Inter artes et naturam" (на лестнице руанского музея), "Четыре времени года" (в парижской ратуше). Менее удачны его патриотические аллегории: "Вооруженная богиня-покровительница города Парижа следит глазами за воздушным шаром", "Богиня, принимающая письмо от почтового голубя", и "Париж, приветствующий Виктора Гюго".
См. Vachon, "Р. de-Сh." (П., 1895).