? Так древние египтяне называли юго-восточные страны, особенно по берегам Чермного моря, у Абиссинии и берег Сомали. Противолежащий аравийский берег также причислялся к П. Естественные богатства этих стран привлекали египтян с глубокой древности; они получали оттуда и благовония, необходимые для храмового культа. Еще вельможа XI династии Гану (см.) снаряжал сюда флот; при Аменемхете II Хентхетур лично ездил туда. Тем не менее, во время среднего царства об этих отдаленных странах ходили легенды, подобные средневековым сказаниям об островах св. Брандана и царстве пресвитера Иоанна. Одна такая легенда сохранилась на папирусе в Императорском Эрмитаже и переведена В. С. Голенищевым ("Вестник Европы", 1883). Более частые сношения происходили уже во время нового царства, при царице Гатшепсу (см.), которая снарядила сюда флот. Были доставлены в Египет, по приказанию царя П. Параху, встретившего флот, драгоценные благовонные растения, с корнями для их разведения, слоновая кость, мази, золото, различные породы обезьян, собак и др. животных, шкуры леопардов, страусовые перья. Изображение экспедиции помещено на стенах храма Дейр-эль-бахри и знакомят с этнографией П. Жители этой страны были родственными египтянам хамитами, хотя, вероятно, с большей примесью негрской крови. Они носили узкие бородки, вроде искусственных, которые носили египтяне в историческое время, может быть, как переживание старины. Вместо одежды ? передники; на руках, ногах и шее знатных ? кольца, браслеты и ожерелья; оружием служили дубины. Женщины, особенно в знатных семьях, отличались необычайной толщиной. Жили в свайных постройках. Все это напоминает африканские хамитские племена; весьма вероятно, что жители П. ? предки сомалиев. О мирных сношениях с П. упоминают, затем, Тутмес III и Рамсес III. Вероятно, П. можно усматривать в библейском "Фуд" и в "Путийя" надписей Ахеменидов, а может быть и в Соломоновом Офире.
Б. Т.