Значение слова ПРЕТА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

ПРЕТА

или Прет (санскр. preta, новоинд. pret = умерший, мертвец, привидение) ? в индусской народной мифологии душа умершего, бродящая по свету и не находящая себе покоя. Местом пребывания таких духов являются кладбища или другие необитаемые места. Первоначально имя П. значило "ушедший, умерший" и прилагалось к душе умершего в промежуток между моментом смерти и погребением. В течение этого времени она бродит в воздухе около своего прежнего жилища и размерами своими равняется человеческому большому пальцу. Название П. применяется также к душе умершего, обладавшего каким-нибудь прирожденным или приобретенным физическим недостатком (урода, калеки), или ребенка, умершего преждевременно вследствие опущения церемоний, предписанных для времени образования зародыша. У некоторых племен, обитающих в джунглях, имеется, наоборот, поверье, что нет надобности охранять ребенка от влияния злых духов до тех пор, пока он не начнет есть хлеб, так как до этого времени он и сам не что иное, как злой дух ? бхут. П. может быть по временам злым, но обыкновенно он до известной степени заступает место домашнего духа-предка и не всегда является зложелательным по отношению к живым людям, как некоторые другие духи индусской мифологии. Местом специального культа П. служит холм в Гайе, известный под именем Претсила, т. е. "скала П.". В Патне существует особый класс брахманов, называющихся претия , потому что они совершают служение душам известных святых или героев. См. Crooke, "An Introduction to the popular Religion and Folklore of Northern India" (Аллагабад, 1894, стр. 153); Buchanan, "Eastern India" (Л., 1833, т. I, 65, 166); Caland, "Altind. Ahnenkult" (Лейпциг, 1893, стр. 22); Oldenberg, "Religion des Veda" (Б., 1894, стр. 555).

С. Б?ч.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.