(санскр. prakrti), или Мула-П. (mû la ? корень, основание, источник) ? у индийских философов первичная материальная причина, единая, простая, неразличимая (ибо не имеет составных частей), вечная; деятельно-творческая, производительная, но не производная, источник умственной энергии, а также видимой и осязаемой материи, разума, сознания и всех чувств, и тонких элементов, из которых слагаются высшие организмы, и более грубых, образующих физические тела, вечная мать, способная развить из себя все существующее, но лишь тогда, когда соединится с душой, вечным духовным принципом, воплощенным и олицетворенным в образе вечного мужа ? пуруша (см.). Только в соединении с ним проявляется энергия П., причем на долю души выпадает созерцание этого проявления и вхождение в этот союз, реализирующий существование индивидуальных существ. Как женственный принцип, способный к многообразным превращениям и воплощениям, П. в позднейшей индийской философии и мифологии (в некоторых упанишадах, многих пуранах и особенно в тантрах) отождествляется с обманчивой богиней-иллюзией, Майей, а также с так называемыми шакти (см.), или женственными, материнскими энергиями божества, напр., с Брахми (Br âhmî), воплощением женственной энергии Брахмы.
С . Б?ч.