(санскрит. ?atar?p? = имеющая сто форм) - в индийской позднейшей мифологии первая женщина на земле. По одним источникам она была дочерью бога Брахмы и от их кровосмесительной связи родился первый Ману (см.), Сваямбхува. По другим источникам, она была не матерью, а супругой Ману. Женственная часть Брахмы (его Шакти, см.), выделив из себя свойство гнева в образе бога Рудры (см.), в свою очередь разделилась на два лица: первого мужчину, Ману Сваямбхуву, и первую женщину - Ш. В данном случае мы имеем дело с мифом, пытающимся объяснить существование двух полов: Вирадж (мужская половина Брахмы), отец Ману, олицетворяет все существа мужского, Ш. - все существа женского пола. Как супруга Брахмы, Вираджа и Ману, Ш. является символом многообразной природы, очень близким к символу материальной природы - Пракрти, тождественной с Майей, или мировой иллюзией, принимающей бесконечно разнообразные формы. Поэтому комментаторы называют Ш. также Анантарупой (т. е. имеющей бесконечное число форм) и Вивидхарупой (т. е. имеющей разнообразные формы).С. Б-ч.
Значение слова ШАТАРУПА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ШАТАРУПА
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012