(санскр. Praj â -pati ? rocподин творения, прародитель, творец) ? в индийской мифологии имя, придаваемое различным божествам. В Ригведе это имя носит абстрактное верховное божество, представитель отвлеченного божественного принципа, выработанного ведийским пантеистическим направлением и носящего также другие имена, вроде Вишвакарман (см.) ? "создатель всего", Гираньягарбха ? "золотой зародыш". Оно придается и другим божествам (Савитру, Соме) и упоминается как имя самостоятельного божества, дарующего обильное потомство людям и коровам, творца неба и земли, воды и всего живого, рожденного владыкой всего существующего, царя всего, что дышит и движется, приказаниям которого повинуются все существа и боги, бога над богами, установившего на месте небо и землю, проходящего через всю атмосферу и обнимающего своими руками весь мир и всех тварей. В позднейшей ведийской литературе, напр., в брахманах, П. определенно отожествляется с Вишвакарманом, в Тайтирия-Самгите ? с Гираньягарбхой, а в Сутрах ? с Брахмой, в Упанишадах окончательно уступая место безличному Брахме, общей душе мира, как окончательному результату монотеистического процесса. В памятниках индийского брахманизма, напр., в законах Ману, имя П. придается Брахме, как деятельному творцу и охранителю вселенной, а также Ману Сваямбхуве (см.), как сыну Брахмы и создателю десяти Рши, духовных сыновей Брахмы, от которых произошел и весь род людской. По имени своего отца эти десять мудрецов также получают имя П., как "прародители" человечества. В некоторых памятниках число этих П. равно семи и они отожествляются с семью великими Рши (см.). В Магабхарате их насчитывается 21. В некоторых Пуранах представление о П., как сыновьях духа или воли Брахмы, сменяется более грубым, и они производятся из разных частей тела Брахмы. См. Macdonell, "Vedic Mythol o gy" в "Grundriss der indo-arischen Philologie", Бюлера (т. III, 1, вып. А, Страсбург, 1897, ¬ 39); Wlson, "Vishnu Purana" (примеч., стр. 50).
С. Б?ч.