(санскр. им. мн. Pitaras ? отцы; предки от pitr ? отец, предок) ? именем этим обозначаются в индусской мифологии три различные класса существ: 1) тени усопших предков, которым предлагаются в известные дни вода и особые клецки пинда (см.); 2) десять Праджапати (см.), или мифических прародителей человеческого рода; 3) согласно легенде Гариванши (см.) и Ваюпураны, первые П. были сыновьями богов. Так как боги оскорбили Брахму тем, что пренебрегли поклонением ему, то он проклял их и обрек безумию. После их раскаяния Брахма послал богов к их собственным сыновьям, чтобы те, как отцы, научили их обрядам покаяния, вследствие чего сыновья богов и сделались первыми П. В Пуранах П. делятся на семь классов, носящих разные названия в разных пуранах: три класса без формы, или нематериальных, принимающих какую угодно форму, и четыре ? телесных, плотских. К одному из этих классов принадлежат предки великих мудрецов и аскетов, к другим ? предки богов, демонов, брахманов, кшатриев и других каст. Варвары имеют своих П. и т. д. По некоторым источникам, П. родились из бока Брахмы; они являются также сыновьями праджапати Ангираса и т. д. Удовлетворять П. следует особыми жертвами в день новолуния. Обряд их почитания, или Шраддха (см.), произведенный в известное время, может удовлетворить их на целую тысячу лет. Молитвы, к ним обращенные, приносят чистоту сердца, прочное благосостояние, благоприятную погоду, добрые обычаи и благочестие. Различные обряды их почитания, описание пищи, предлагаемой им, и т. д., приводятся в Вишну-пуране (перевод Вильсона, с примеч., Л. 1864?77).
С. Б?ч.