(церк.) ? так называются дни, составляющие продолжение праздника. После многих праздников Господских и Богородичных П. состоит в том, что церковь прославляет участников события, воспоминаемого в день праздника. Так, после дня Рождества Богородицы совершается праздник в честь святых и праведных Иоакима и Анны, после Рождества Христова празднуется собор Богородицы, после Крещения Господня ? собор св. пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, после Сретения Господня ? память Симеона Богоприимца и Анны пророчицы, после Благовещения Богородицы ? собор архистратига Гавриила. Для П. праздников Господских и Богородичных, после которых нет воспоминания участников события (Воздвижение Креста Господня, Введение Пресв. Богородицы во храм, Преображение Господне), в Минее месячной находятся песни, вспоминающие и прославляющие событие праздника. Число дней П. простирается от одного до восьми, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста. П. установлены церковью частью по примеру церкви ветхозаветной, которая имела приготовление к своим праздникам и заключение их (Лев. XXIII, 35 ? 36; 1 Маккав. X, 34; Иоан. XI, 55), частью по примеру И. Христа, повелевшего уготовать вечерю и заключившего ее пением (Матф. XXVI, 19, 30). В IV в. П. были приняты преимущественно при главных праздниках ? Пасхи, Пятидесятницы и Рождества Христова. В последующее время П. умножаются; церковь, для большей тержественности, присоединяет их к другим великим праздникам. См. К. Никольский, "Обозрение богослужебных книг православной российской церкви по отношению их к церковному уставу" (СПб., 1858); его же, "Пособие к изучению устава богослужения православной церкви" (СПб., 1888); П. Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (М., 1890).
Значение слова ПОПРАЗДНСТВО в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона
Что такое ПОПРАЗДНСТВО
Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012