? фамилия двух русских скульпторов: 1) Степан Степанович П. (1784?1833) одиннадцати лет от роду поступил в воспитанники Императорской Академии художеств; находясь в ней, получил в 1801 г. две серебряные медали, малую и большую, за свои успехи в рисовании и лепке, и в 1802 г. малую золотую медаль за барельеф "Юпитер и Меркурий в гостях у Филемона и Бавкиды". Окончил академический курс в 1803 г. с званием художника XIV класса и больш. золот. медалью, присужденной ему за вылепленный по программе барельеф "Смерть св. Феодора и его сына". Приобретя вместе с этой наградой право на поездку в чужие края в качестве пенсионера академии, не был, однако, отправлен туда по причине тогдашних политических обстоятельств и в течение некоторого времени оставался при академии помощником преподавателей в ее художественных классах. В 1807 г. за статую св. Владимира получил звание академика, через два года после того поступил на штатную должность преподавателя скульптуры в академии, с званием адъюнкт-профессора, и, наконец, в 1814 г. за модель статуи Славы произведен в профессоры. Из произведений этого художника, работавшего отчасти в стиле итальянских скульпторов эпохи Возрождения, отчасти в духе французов конца XVIII стол., заслуживают быть упомянутыми, кроме вышеозначенной статуи св. Владимира, отлитой из бронзы, парная с нею статуя св. Александра Невского (oбе стоят в нишах по сторонам северных входных дверей Казанского собора в С.-Петербурге), статуи Гомера и Платона, украшающие собой фасад Императорской Публичной библиотеки; две колоссальные, теперь сильно пострадавшие и искаженные стуковые группы, "Похищение Прозерпины" и "Геркулес, бросающий Ликаса в море", стоящие на главном подъезде Горного института, и внешние скульптурные украшения Спб. биржи и сената. 2) Николай Степанович П . (1812?64) ? сын предыдущего. Отец развил в нем еще с детства любовь к искусству, особенно к той отрасли, которой занимался сам, и в 1824 г. определил его в воспитанники академии художеств. Здесь главным наставником молодого П. в скульптуре был С. Гальберг, хотя и отец продолжал помогать ему своими уроками и советами. Работая под руководством этих учителей, он быстро выказал блестящие успехи, в награду за которые были присуждены ему в 1829?32 гг. две малые и две большие серебряные медали. Окончив академический курс в 1833 г. с малой золотой медалью, полученной за выделенный по программе барельеф "Гектор в ложнице Елены укоряет Париса в бездействии", был оставлен на три года при академии для своего дальнейшего усовершенствования. В течение этих лет занимался довершением некоторых работ, заказанных Степану П. для здания сената и которые этот мастер не умел исполнить за своей смертью, а также лепкой статуи "Русский парень, играющий в бабки" на тему, предложенную Академией в виде конкурсной программы на большую золотую медаль. Эта статуя в 1836 г. доставила П. искомую награду и обратила на него общее внимание; А. Пушкин приветствовал ее известной эпиграммой: "Юноша трижды шагнул" и пр. В 1837 г. П., как получивший бол. зол. медаль, был отправлен на казенный счет за границу. Посетив некоторые города Германии, он отправился в Италию, где пробыл 14 лет, живя попеременно в Риме и Флоренции. Во Флоренции он в первое время пользовался советами знаменитого тогда скульптора Бартолини. Из произведений, исполненных им в Италии, особенно достойны внимания: статуя "Мальчик, просящий милостыню", доставившая художнику в 1844 г. звание академика (находится в павильоне Царицына острова, в Петергофе), статуи "Мальчик, кормящий птичку" (в Сергиевской даче герцогов Лейхтенбергских) и "Мальчик, подкрадывающийся к бабочке", фигуры евангелистов Матфея, Иоанна и Луки (для фронтонов Исаакиевского собора, в СПб.), надгробный памятник г-же Нелидовой, модель группы для фонтана "Ян Усмовец, останавливающий разъяренного быка" и проекты пяти аллегорических групп ("Москва", "Петербург", "Новгород", "Киев" и "Сибирь"), которые предполагалось поставить на концах Николаевского моста в СПб. В 1860 г. П. возвратился в отечество и вскоре получил заказ вылепить для воспроизведения из бронзы две колоссальные группы, "Воскресение Христово" и "Преображение", для постановки на вершине малых иконостасов Исаакиевского собора. Первая из этих групп, по всей справедливости считающихся лучшими созданиями художника, была окончена в 1853 г., а вторая в 1854 г. За них академия возвела П. в звание профессора. В следовавшем за тем 1855 г. он занял в ней место штатного профессора и вступил в управление ее скульптурным классом. С тех пор П. сверх занятий со своими учениками по Академии трудился над сочинением проектов и лепкой моделей памятников адмиралу Лазареву для Николаева, трем севастопольским героям, Корнилову, Нахимову и Истомину, кн. Паскевичу для Варшавы, кн. Воронцову для Тифлиса, имп. Николаю I для Александрии близ Петергофа, А. С. Пушкину для Москвы, но все эти проекты или остались неосуществленными, или были исполнены другими скульпторами. К произведениям последних лет жизни П. принадлежат также колоссальный бюст имп. Николая I, украшающий собой биржевой зал в СПб. (1859); бюст того же государя в виде русского витязя в Эрмитаже (1860); бюсты великой княгини Марии Николаевны, великого князя Николая Николаевича Старшего и московского губернского предводителя дворянства Черткова; модель группы "Георгий Победоносец", которую предполагалось поставить в Георгиевской зале большого кремлевского дворца в Москве; шесть фигур для украшения носовых частей кораблей и некоторые др. Кроме ваяния, П. занимался, преимущественно во время пребывания своего в Италии, также и живописью. В музее Академии имеются две его картины: "Христос" и "Голова итальянца-монаха". Как скульптору П. должно быть отведено одно из самых первых мест в истории русского искусства; это был художник весьма оригинальный, с национально-русским оттенком, одаренный живой, быть может, даже чересчур пылкой фантазией, превосходный знаток анатомии человеческого тела, умевший соединять в своих произведениях красоту композиции и благородство форм с верностью природе, правдой движений и сильной характеристикой.
А. С?в.