Значение слова ПЕРСТЕНЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое ПЕРСТЕНЬ

(этнографич.) ? встречается в сказках, поверьях, песнях и обрядах. В Малороссии кольцо (иногда ? венчальное) держат перед родильницей. Золотой перстень встречается в заговорах на роды. Особенно распространено обрядовое употребление перстня на свадьбах. Обмен кольцами входил в свадебный ритуал древних индусов, римлян, древних германцев, англосаксов и славян. В былинах про Ставра (см. Рыбникова, I, 250) кольцо имеет значение символа женского полового органа. С таким значением оно является в некоторых заговорах. Во многих песнях древнего происхождения (преимущественно в песнях литовских) перстень имеет значение символа солнца. В латышской народной поэзии кольцо является постоянной принадлежностью солнечной дочери. См. Сумцов, "О свадеб. обрядах" (76); "Культурные переживанья", 277; "Муж на свадьбе своей жены", 15, 20 (здесь разобран повествовательный мотив определения лица по кольцу). Ср. ст. Обручение.

Н. С?в.

Перстни или кольца составляли в старину у нас необходимую принадлежность мужских и женских украшений; их носили цари и царицы, князья и княгини, святители, бояре, боярыни, житые люди, посадники, крестьяне. Старинные духовные завещания указывают на них как на родовое наследство; в рядных записях они занимают почетное место. П. делались из золота, серебра, меди, булата, железа, олова, украшались различными узорами, насечками, чернью, финифтью и т. п. В середине их вставлялись драгоценные камни (часто изумруд); на них вырезались разные надписи, "людские персоны", птицы, клейма, опахальца и другие изображения. П., надеваемый на большой палец, назывался напалком и был сравнительно массивнее других; П. с резной вставкой назывался жиковиной или жуковиной (слово часто встречающееся в грамотах, особенно крымских, XV и XVI вв.). П. служили также вместо печатей. Было поверье, что перстни можно заколдовывать на пагубу людей: таким считался волшебный П. думного дьяка Ивана Грамотина. Древнейшие П. ? киевские (3), найденные в развалинах Феодоровой церкви. В актах известия о них с 1503 г. ("Собр. госуд. грам. и догов.", т. I, ¦ 131).

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.