(??????, ??????) ? древнегреческая одежда. У Гомера слово П. обозначает собой длинную, достигавшую земли одежду, надевавшуюся прямо на тело и оставлявшую один бок открытым. Руки также оставались открытыми, откуда обычный эпитет гречанок ? ?????????? (белорукие). Ткань П. была обыкновенно цветная: упоминаются шафрановый, ярко-красный и смешанные цвета (???????? ?.); нередко П. украшался вышивками. Необходимой принадлежностью П. был пояс (????). Снятый П. служил подстилкой на сиденьях и на колесницах; в пурпурный П. была завернута золотая урна с прахом Гектора. В послегомеровскую эпоху П. продолжал существовать, но украшался с восточной роскошью, против которой иногда раздавались протесты со стороны законодателей. Радикальная перемена моды произошла, по Геродоту, в середине VI века, когда вошли в употребление ионийские фасоны. Показание Геродота подтверждается данными керамики: на вазах с черными фигурами (архаический стиль) П. ? обычная одежда, на вазах из переходной эпохи (середина VI в.) архаическая одежда встречается в соединении с ионийской, на вазах с красными фигурами архаический П. уже не попадается. В новую эпоху (с V в.) слово П. утратило свое первоначальное значение и стало употребляться в неопределенном значении одежды вообще; лишь в смысле одежды героев, богов и певцов на сцене, а также богини Афины сохранилось архаическое значение слова. П. богини Афины ежегодно в торжественной процессии провозился по всему городу в храм богини во время панафиней; подобно парусу, он прикреплялся к мачтам священного корабля и выставлялся напоказ всему народу. Над его изготовлением трудились под руководством жриц богини особые ткачихи, в течение целого года украшая одежду узорным рисунком, изображавшим битву богов с гигантами, в которой участвовала сама богиня. У римлян П. соответствовала палла. Ср. Helbig, "Das Homerische E p os" (Лейпциг, 1887, стр. 198); Studniczka, "Beitr age zur Geschichte der altgriechischen Tracht" (B., 1895).
Н. О.