Значение слова ПАЛЛАДА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ПАЛЛАДА

Паллада Афина (PallaV, ўAJhna, ўAJhnaia, ўAJhnaih, ўAJhnaa, ўAJanaa,ўAJhnh, ўAJana, ўAsana) - древнегреческая богиня, принадлежала к числуверховных божеств и почиталась на всем протяжении древнеэллинского мира.В Аркадии (ўAJhna ўAlea), в Беотии (ўItwnia PallaV), в Аттике, Элиде,Ахее, Лаконии, на берегах Малой Азии, на островах Эгейского моря, вЛивии, Италии. Сицилии ей поклонялись, как строгой воинственнойблагодетельной богине, символизируя в ее нумене физические и этическиепредставления. Двойное имя богини встречается нераздельно лишь у Гомераи Гезиода, причем название П. имеет предикативное значение и являетсясимволом потрясающей мощи (pallw=потрясаю) божества. Что касается имениАфина, то одни производят его от корня aiJ (гореть) и видят в нем символсвета, а другие от корня aJ (anJoV=цветок) и объясняют его в смыследевственной свежести расцвета. От этого последнего имени произошлиназвания гл. города Аттики - AJhnai (и других 8 городов того же имени) инарода AJhnaioi. Афина символизирует собой ясность эфира, небесную силу,управляющую молнией. Литература. С. O. Muller, "De Minervae Poliadis Sacris et aede inarce Athenarum" (1820); С. F. Hermann, "De Graeca Minerva" (1837); T.Benizelus, "De Minerva Areia" (1855); Weicker, "Griechische Gotterlehre"(1857-62, 3 т.); Paschke, "De Minerva, qualem Homeirus finxerit" (1857);В. Doerdelmann, "Minerva couiuncta cum diis marinis" (1861); F. Hammer,"Qualem Minervarn finxerit Homerus" (1861); Bernouilli, "Ueber dieMinervenstatuen" (1867); Bock, "Ueber den Mythus d. Pallas Athena"(1872); Kekule, "Die Entstehung der Gotterideale d. Griech. Kunst"(Штуттг., 1877); F. A. Voigt, "Beitrage zur Mythologie d. Ares u. d.Athena" (1881); С. Bruchmann, "De Apolline et Graeca Minerva deismedicis" (1895); Decharme, "Mythologie de la Grece" (H., 1886); Preller,"Griechische Mythologie" (1894, l т.); Usener, "Gotlernamen" (Бонн,1896). Н. О.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.