Значение ОРЛОВСКИЙ, АЛЕКСАНДР ОСИПОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое ОРЛОВСКИЙ, АЛЕКСАНДР ОСИПОВИЧ

? живописец-баталист и жанрист (1777?1832); род. в Варшаве. Княгиня Чарторыжская, случайно заметив в будущем художнике склонность к рисованию, отдала его в ученье к жившему в Варшаве живописцу Норблену-де-Гурденю. Движимый патриотизмом и любовью к приключениям, Орловский, в 1794 г., поступил на службу в польское войско, участвовал в нескольких битвах и, будучи ранен в одной из них, вернулся в Варшаву. Здесь он стал вести беспорядочную жизнь и даже пристал к труппе фокусника. Норблен, ценя его артистическое дарование, старался отклонить его от этих похождений и снова принял в свой дом. С той поры Орловский посвятил себя всецело искусству, которое вскоре доставило ему некоторую известность среди варшавян. Затем он провел целый год в Литве, переезжая с места на место и изучая нравы местного дворянства и народный быт. По возвращении в Варшаву, он нашел покровителя в лице кн. Иосифа Понятовского и вошел в моду у польской аристократии. В 1802 г. приехал в СПб., где попал в милость к великому князю Константину Павловичу, был поселен при его дворе и своими рисунками и карикатурами составил себе имя в обществе. Дабы ближе познакомиться с Россией, ездил в Москву, Новгород и другие местности империи; путешествовал, кроме того, по Франции, Италии и Германии. В 1809 г., за картину: "Бивуак казаков", СПб. академия худ. присудила ему звание академика. В 1819 г. он был причислен к генеральному штабу, для сочинения рисунков военных костюмов. О. ? талантливый, бойкий, но нестрогий рисовальщик, умевший схватывать характерные черты изображаемых лиц и фигур и придавать им движение, но впадавший при этом зачастую в утрировку. Кроме картин, писанных масляными красками, каковы напр. находящиеся в Имп. Эрмитаже: "Казак, убивающий тигра", "Коровы на пастбище", "Отдых охотников", "Домашний скот на лугу", "Стадо на пастбище", "Морской вид" и "Кораблекрушение", О, произвел несчетное множество карандашных, акварельных и черченных пером рисунков, рассеянных в альбомах особ Царской Фамилии и любителей искусства. Многие из этих произведений, изображающих преимущественно казаков, башкиров и др. всадников, мчащиеся тройки и сцены простонародной жизни, были им самим литографированы.

А. С?в.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.