? архиепископ мирликийский (города Мир в Ликии), великий христианский святой, прославившийся чудотворениями при жизни и по смерти, "правило веры и образ кротости", как наз. его церковь, чтимый повсеместно в христианской церкви, восточной и западной, в еретических обществах Востока и даже часто между мусульманами (на востоке) и язычниками (в России). Критически обработанного жизнеописания его доселе не существует. В известном "житии" его, помещенном в "Четиях-Минеях" св. Дмитрия Ростовского, заимствованном, с сокращениями, из сказаний Симеона Метафраста и распространенном в бесчисленном множестве пересказов, черты жизни этого святого IV в. смешиваются с деяниями другого святого Н., епископа пинарского (также в Ликии), жившего двумя столетиями позже ? в VI в., как это доказывается сличением метафрастова жития св. Н. мирликийского с житием Н. пинарского, найденным и изданным в 1720 г. архиеп. Фалаконием. К этому присоединяются несомненные анахронизмы в сказании Метафраста о Н. мирликийском; так, в нем говорится, что св. Н., еще будучи пресвитером, посетил Иерусалим и входил в его храм, двери которого сами открылись перед ним, после чего, возвратившись в Миры, он делается исповедником при Диоклетиане и Максимиане ? между тем Иерусалимский храм построен не ранее как через 30 лет после Максимиана. Болландистам Соллерию и Яннингу было известно житие св. Н., составленное константинопольским патриархом Мефодием. Известный археолог, архимандрит Антонин, издал в русском переводе как "житие" Н. пинарского, найденное Филаконием ("Труды Киев. Дух. Академии", 1869), так и два жития Н. мирликийского, найденные им самим в монастырях св. Саввы в Палестине и в Синайском ("Труды Киевск. Акад.", 1873), и из сличения их пришел к убеждению, что несомненно подлинными чертами жизни Н. мирликийского из сказания Метафраста остаются: его рождение в Патарах, невкушение матерняго млека в младенчестве в среду и пятницу, его чудесное избрание на епископство мирликийское, его исповедничество при Диоклетиане за разорение языческих капищ, его присутствие на первом вселенском соборе, его заступничество за трех мужей в Мирах, его явление св. Константину в Константинополе; с некоторой вероятностью к нему может быть отнесено также сказание о девицах (2-х или 3-х сестрах), спасенных от разврата. Большая часть остальных черт сказания Метафраста о Н. мирликийском находятся в житии Н. панарского, и с большим вероятием могут быть отнесены к биографии св. Н. VI века, а значительная часть чудес с одинаковой вероятностью может быть приписана и тому, и другому святому. Для окончательного решетя вопроса о нормальном составе биографии св. Н. мирликийского о. Антонин находит необходимым дождаться издания и оценки новых списков его "жития", в новых редакциях и вариантах, каких еще немало в библиотеках Востока, напр. на Афоне. В 1807 г. итальянские купцы из г. Бари перевезли мощи св. Николая в свой родной город, и день прибытия мощей в "Бар-град" (9 мая) празднуется там весьма торжественно. К этому дню туда стекаются паломники не только из западной Европы, но и из России, где также чествуется день 9 мая. Столь же торжественно празднуется день преставления св. Н. (6 дек.) как в России, так и в различных странах западной Европы.
Ср. Schnel, "Sankt Nikolaus" (Равенсб., 1838?86); Praxmarer, "Der heilige Nikolaus und seine Verehrung" (Мюнстер, 1894).
H . Б?в.