(Jean-Marie-Napoleon-Desire Nisard) ? известный французский критик и историк литературы, член Французской академии (1806?1888). Начал работать в оппозиционных газетах ? "Journal des D eb ats" и "National". В 1831 г. вышел его роман "Le convoi de la laiti è re", столь неудачный, что Н. впоследствии скупал и уничтожал его. В области истории литературы Н. дебютировал выдающимся трудом: "Etudes sur les po eles latins de la de cadence" (1834). Неустойчивость политических воззрений дала Н. возможность сделать учено-административную карьеру, равно удачную при всех режимах. Во время июльской монархии он был депутатом, начальником отделения в министерстве народного просвещения и проф. в Coll ège de Franc e. Революция 1848 г. оставила его на время не у дел, но Наполеон III возвратил ему кафедру и назначили главным инспектором по высшему образованию (1853). Н. отплатил императору лекцией о двойной морали (1855), где доказывал студентам, что декабрьский переворот может быть оправдан с точки зрения высшей, более свободной морали. В 1857 г. назначен директором Нормальной школы, в 1867 г. сенатором. Соч. H.: "Histoire et description de la ville de Nimes" (1835), "M elanges" (1838), "Precis de l'histoire de la litte rature francaise" (1840), превосходная "Histoire de la litt e rature francaise" (1844?1861), "Etudes sur la Renaissance" (1855; об Эразме, Томасе Mopycе и Меланхтоне), "Etudes de critique litt eraire" (1858), "Etudes d'histoire et de litte rature" (1859 и 1 864), "Melanges d'histoire et de litterature" (1868), "Les quatre grands historiens latins" (1875), "Renaissance et Reforme" (1877), "Discours academiques et universitaires" (1884), "Considerations sur la Revolution francaise et sur Napole on I" (1887). После его смерти вышли: "Souvenirs et notes biographiques" (1888) и "Aegri somnia, реus ees et caractè res" (1889). В истории, как и в критике, Н. был типичным догматиком. Усматривая в истории франц. литературы законченное рациональное построение, он видел в веке Людовика XIV кульминационный пункт, после которого вся история франц. литературы есть история падения. Задача проследить из века в век развитие творчества народа заменялась у него блестящими панегириками гениальным представителям франц. классицизма и беспощадным отрицанием всего дальнейшего движения. В Фенелоне он уже видит задатки своеволия и химерического направления мысли, а Руссо является в его глазах позднейшим олицетворением утопии. Его критика, основанная на классической традиции, избравшей себе девизом "здравый смысл", восстает против всякого новшества, ревностно "охраняя истину от угрожающих ей враждебных начал: непостоянства человеческого духа вообще и национального в частности" (Пелисье).
См. Pelleti e, "D. N." (П., 1842); Жорж Пелисье, "Литературное движение в XIX стол." (М., 1895).
А. Г.