Значение КУРБЕ ЖАН ДЕЗИРЕ ГЮСТАВ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

КУРБЕ ЖАН ДЕЗИРЕ ГЮСТАВ

(Courbet) Жан Дезире Гюстав (10.6.1819, Орнан, Франш-Конте, - 31.12.1877, Тур-де-Пейльц, Швейцария), французский живописец. Сын богатого фермера. С 1837 посещал рисовальную школу Ш. А. Флажуло в Безансоне. Систематического художественного образования не получил. Живя с 1839 в Париже, писал с натуры в частных ателье. Испытал влияние испанской и голландской живописи 17 в. Совершил поездки по Голландии (1847) и Бельгии (1851). Революционные события 1848, свидетелем которых был К., во многом предопределили демократическую направленность его творчества. Пройдя недолгий этап близости к романтизму (серия автопортретов; 'Влюблённые в деревне', 1844, Музей изящных искусств, Лион), К. полемически противопоставляет ему (как и академическому классицизму ) искусство нового типа, 'позитивное' (выражение К. ), воссоздающее жизнь в её течении, утверждающее материальную значимость мира и отрицающее художественную ценность того, что нельзя воплотить ощутимо-предметно. Стремление раскрыть значительность, поэзию повседневной жизни и природы французской провинции приводит К. к созданию монументальных, проникнутых реалистическим пафосом полотен ('Послеобеденный отдых в Орнане', 1849, Музей изящных искусств, Лилль; 'Похороны в Орнане', 1849, Лувр, Париж; 'Деревенские барышни', 1851, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Композиции этого периода отличаются пространственной ограниченностью, статичным равновесием форм, компактной группировкой или вытянутым в виде фриза (как в 'Похоронах в Орнане') расположением фигур, мягким, приглушённым цветовым строем. Увлечение темой труда, понимаемого как процесс не только изнуряющий, но и возвеличивающий человека, побуждает К. искать образы героизированные, обобщённо-характерные и пластически выразительные ('Дробильщики камня', 1849, картина погибла, ранее - Картинная гал., Дрезден; 'Веяльщицы', 1854). С подчёркнутой правдивостью изображает К. женщин из народа в картине'Купалыцицы' (1853, Музей Фабра, Монпелье), смело помещая обнажённые фигуры в реалистическом пейзаже. Верный демократическим идеалам своей эпохи, К. придаёт социальной тематике критическую заострённость, приближаясь к гротеску в картине 'Возвращение кюре с приходской конференции' (уничтожена, эскиз 1862 - Публичное художественное собрание, Базель) и в серии антиклерикальных рисунков (1863). Принцип общественной значимости искусства, выдвинутый в современной К. художественной критике (П. Ж. Прудон, Ж. Шанфлёри и др.), находит воплощение в его произведениях 'Встреча' ('Здравствуйте, господин Курбе!'; 1854, Музей Фабра, Монпелье), где передан момент встречи гордо шествующего художника с меценатом А. Брюа, 'Ателье' (1855, Лувр) - аллегорической композиции, в которой К. представил себя в окружении своих персонажей и своих друзей, и в его теоретических выступлениях (декларация 'Реализм', 1855; речь на съезде художников в Антверпене, 1861). Избрав главным средством живописного языка не локальный цвет, а тон, его градации, К. постепенно уходит от сдержанной, порой суровой палитры 1840 - начала 1850-х гг., высветляя и обогащая её под влиянием работы на пленэре, добиваясь светонасыщенности красок и одновременно выявляя фактуру мазка. Убедительная предметность, осязаемость натуры типичны для пейзажей К., в которых особенно важна роль цвета как организующего элемента картины ('Зимний пейзаж', 1867, Лувр; 'Хижина в горах', около 1874, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва), и для натюрмортов ('Фрукты', 1871, Галлегея Танхаузер, Нью-Йорк). В поздних фигурных композициях К. (главным образом ню и сцены охоты) появляются черты эротизма и салонности ('Травля оленя', 1867, Метрополитен-музей; 'Источник', 1868, Лувр).

Активный участник Парижской Коммуны 1871, обвинённый в низвержении Вандомской колонны и преследуемый реакционным правительством, в 1873 К. эмигрировал в Швейцарию.

Лит.: Тихомиров А., Гюстав Курбе, М., 1965; Гюстав Курбе. Письма, документы, воспоминания современников, М., 1970; Zahar М., Courbet, P., 1950.

В. А. Калмыков.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.