(Neureuther) ? два немецких художника.
1) Эйген-Наполеон Н. (1806?1882), живописец, рисовальщик и гравер, ученик сперва своего отца, пейзажиста Людвига Н. (умершего в 1830), а потом, в 1823?30 гг., мюнхенской академии художеств. Начал свою художественную карьеру в качестве помощника Корнелиуса при исполнении арабесок и орнаментов в троянской зале мюнхенской глиптотеки, и вскоре после них написал энкаустическим способом несколько сцен из "Оберона" в Виландовской зале так называемого Кенигсбау. Работы в глиптотеке помогли Н. развиться в талантливого орнаментиста и привели его к первому опыту книжных иллюстраций в орнаментальном роде ? к сочинению рисунков для обрамления страниц сборника народных песен горной Баварии (Schnaderh u pfeln). За этими иллюстрациями последовал в 1832?35 гг. ряд таких же, им самим литографированных рисунков к классическим произведениям немецкой литературы; в 1838 г. появились иллюстрации к "Сиду" Гердера, превосходная композиция "Dornr o schen" и множество других подобных работ Н., сделавших его имя популярным во всей Германии. Как на замечательные его произведения можно указать также на живопись плафонов на парадной лестнице мюнхенского политехнического института и бесчисленные рисунки форм и украшений для различных изделий баварского королевского фарфорового завода.
2) Готфрид Н. (1811?1887), архитектор, брат предыдущего, подобно ему был сначала учеником своего отца, потом учился в мюнхенском университете и тамошней академии художеств; довершил свое артистическое образование в путешествиях по Германии, Франции, Италии, Греции и Турции. Служил сперва по шоссейной и железнодорожной части и, построив несколько станций в северной Баварии, прославился первым значительным сооружением своим ? великолепным зданием мюнхенского политехнического училища (1865?68), представляющим замечательное развитие стиля высшего Возрождения, в характере Б. Перуцци, и открывшим, можно сказать, новую эру для мюнхенской архитектурной школы. Еще превосходнее второе из его главных сооружений ? новое здание мюнхенской академии художеств. Он был профессором в мюнхенском политехническом институте, главным королевским архитектором в Баварии и членом мюнхенской, берлинской и венской академий.
А. С?в.