(Mulredy, 1786?1863) ? самый значительный, после В. Вильки, английский живописец-жанрист. Род. в Ирландии, очень рано попал в Лондон и пятнадцати лет от роду поступил в ученики тамошней Акад. худож. Ряд рисунков, изготовленных им в 1806 г. для детской книжки: "Бал у бабочек", доставил ему сразу популярность, которую еще более распространили следовавшие за тем иллюстрации к таким же изданиям: "Львиный маскарад", "Павлин в домашней жизни", "Праздник сверчков", "Бал у львов", "Путешествие комара в Бразилию", "Кошачий концерт", "Прием у водяного царя", "Думайте, прежде чем начнете говорить" и др. Не ограничиваясь изготовлением подобных рисунков, М. вначале писал портреты и пейзажи, хотя ни те, ни другие, очевидно, не составляли настоящего его призвания. В 1809 г. он выставил первые, серьезно обработанные свои бытовые картины: "Мастерская столяра" и "Возвращение из кабачка". С этого времени он написал множество жанров, в которых, кроме глубокого знакомства с детским миром и любви к нему, выражается его редкая способность располагать изображаемое действие умно, правдиво, драматично и оживлять выведенные на сцену лица большой выразительностью. Привлекательность его картин увеличивается прекрасным рисунком и приятным колоритом. Главные, особенно известные между ними: "Маленький брат", "Переправа через брод", "Детская школа" (наход. в Лондонск. национ. галерее, точно так же, как и "Возвращение из кабачка"), "Ленивые дети", "Прерванный поединок", "Мишень", "Дележ завтрака", "Первая любовь", "Выбор материи на подвенечное платье", "Волк и ягненок", "Внутренность английской хижины", "Цирюльня", "Купальщица", "Переезд через фиорд", "Жизнь есть театр" и "Продавец игрушек". Замечательны, сверх того, иллюстрации М. к "Векефильдскому священнику" (1840), некоторые сцены которого он воспроизвел также в картинах, писанных масляными красками. Его этюды человеческого тела были приобретены английским правительством и введены в употребление, как учебное пособие, в художественных школах.
А. С ? в.