Экстрагирование, экстракция - Э. называется операция, которая имеетцелью добывание растворимых в каком-нибудь растворителе частей данноготвердого органического тела. Э. основано на различной растворимостикомпонентов, слагающих данное органическое тело. Чтобы экстрагироватькакое-либо вещество из данного тела, последнее предварительно измельчаюти подвергают действию растворителя или прямо в колбе, декантируя времяот времени образующийся раствор, или, если хотят оперировать с возможноменьшим количеством растворителя, то в особых экстракционных аппаратах.Принцип устройства этих аппаратов состоит в том, что почти насыщенныйраствор экстрагируемой части из верхнего отделения аппарата, гдепроисходит экстракция, стекает в нижнее, откуда растворитель сновадестилируется в верхнее отделение, где снова насыщается растворимойчастью данного тела и опять стекает в нижнее и т. д. Для экстракции ваппаратах, в качестве растворителя, обыкновенно употребляют сравнительнолегко кипящие жидкости: эфир, бензол, хлороформ, лигроин, сернистыйуглерод и т. п.; если же приходится извлекать вещества, растворяющиеся вболее высоко кипящих жидкостях, то обыкновенно экстрагируют, вывариваяили выщелачивая в данном растворителе. Н. Тутурин. Экю (франц. Ecu) -старинная французская монета. Золотые Э. чеканились с 1338 по 1601 г.(другое название - денье д'ор), весом 4,532 гр., 990:1000 пробы; позжесодержание золота уменьшалось. Серебряный Э. чеканился с 1600 г. сначалакак половина золотого (demi ecu), весом 19,122 грам., 11/12 пробы = 2франкам; чеканились также demi quart d'ecu. С 1641 г. стали чеканитьсяЭ. под названием ecus blancs или louis d'argent, равные 60 су. С 1726 г.Э. обращались по курсу в 6 ливров. Э. оставались главной французскоймонетой до 1795 г., когда введены были франки. Элам - древнеегосударство, примыкавшее с В к Вавилонии и Ассирии и соответствовавшеепозднейшей Персии с Мидией; границы к В и С не могут быть определены.Имя Э. - семитическое (евр. Elam, ассир.-вав. жен. р. Ilamtu ="возвышенная страна"), данное семитами низменной Вавилонии (греч.ElumaiV; туземные названия - Увая и Хапирти. Различаются отдельныеобласти: Сузиана (Шушан), с г. Сузой, Анцан или Аншан = приблизительноМидия, Ямутбал и Дуплиаш (на вавилонской границе); города - Кидалу (уПерсидского зал.), Мадакту, Бубилу и др. Население было частьюсемитическое, но главным образом принадлежало к особой расе, может бытьродственной негритосам (Морган). Впрочем, этнография Э. запутана. Сузабыла центром семитического элемента и культуры, Анцан - туземного.Источники истории Э. написаны клинописью, туземные - большею частью натуземном языке. Это кирпичи с надписями царей, тексты, начертанные наскалах (у Маль-Амира) и на глиняных табличках. Морган нашел, кроме того,в акрополе Сузы древнейшие таблички, с непонятными знаками. Изиностранных источников самые важные - летописи ассирийских царей, затем,памятники древних царей Вавилонии, Ветхий Завет и надписи Ахеменидов. История. Начало государства относится к глубокой древности исовременно древним городским царствам южной Вавилонии. Суза быластолицей таких же патеси, как Сирпурла, Ур и др. Новейшие раскопки далинам памятники с упоминаниями около 17 патеси, состоявших подверховенством великих царей запада, с которыми они, однако, неоднократновели войны, желая свергнуть иго; упоминаются победы над Э. Саргона I,Нарамсина, Гудеа, царей Ура и т. под. Э., будучи уже тогда объединеннымгосударством, также стремился к завоевательной политике, как и егозападные владыки. В 2280 г. до Р. Хр. Кудур-Нахунди, уже царь Э., нетолько был свободен от зависимости, но сам совершил победоносный поход ипокорил Вавилонию, а с нею и всю Переднюю Азию. Вероятно, и до него былинабеги эламитян; по крайней мере борьба южно-вавилонских городов,особенно Эреха, отразилась и в эпосе Гильгамиша, и в покаянных псалмах.Ассурбанипал ассирийский говорит, что он вернул из Сузы идол богиниНаны, похищенный Кудур- Нахунди из того же Эреха за 1635 лет до него(625). Преемники Кудур- Нахунди, Шимти-Шильхак и Кудур-Мабук правили,как цари всей Передней Азии; последний называл себя "отцом Сирии"(Амурри) и посадил своего сына Рим-Сина на престол в Элласаре. К этомувремени относится известный рассказ книги Бытия (гл. 14) об эламскомцаре КудурЛагамаре. Прогнал эламитян из Вавилонии Хаммураби, которыйдаже вступил в пределы Э. и вошел в Сузу. Удержать Э. Вавилону неудалось: мы скоро опять слышим о войнах, а внутри страны замечаетсянациональная реакция против семитизма; язык надписей делается туземным.Царь Хумбанумена старается упрочить независимость государства, его сынУндашгал строит храмы всем божествам, почитавшимся в ней, не исключая ивавилонских. Во время касситского завоевания (XVII - XVI в.) Э. неизбежал общей участи и таким образом опять соединился с Вавилоном в одногосударство; официальным сделался вавилонский язык касситских царей. Нои тут Э. удалось освободиться; мы опять узнаем имена туземных царей ислышим о войнах. Царь Э. Хурбатила воюет с Куригилцу II вавилонским,который вторгается в Сузу; Kидин-Xутpудaш нападает на Вавилонию и беретНиппур; одно время даже на вавилонском престоле сидел эламитКудур-Нахунди, а идол Мардука был увезен в Сузу. Возвратить последнийудалось только Навуходоносору I, освободившему Вавилон от эламскоговерховенства. В ассирийский период истории эламиты были постояннымиврагами Ассирии из за Вавилона, который они считали своим исконнымдостоянием. Вся история их отношений до конца VII в. сводится к войнам сАссирией, набегам на Вавилон, поддержке халдеев или других владетелейВавилона против Ассирии, при условии эламского сюзеренитета. Намизвестна довольно полно история этих отношений по вавилонским иассирийским источникам. Новейшие раскопки сообщили нам несколько новыхимен царей IX и VIII вв. (Хубан, Халлудуш-Шушинак и др.), писавших натуземном языке. В 743 - 717 гг. царь Э. Хумбанигаш поддерживал халдеяМеродах-Баладана и разбил Саргона ассирийского при Дурилу, после чегоовладел Вавилонией. После его смерти его преемник Шутрукнахунди оказалсяслабее Саргона, который покорил земли по нижнему течению Керхи и прогналМеродах-Баладана не только из Вавилона, но и из Бит-якина. После смертиСаргона эламиты отвели его в Вавилон, но Синахериб опять одолел их(700). Неудачи эти вызвали восстание против Шутрукнахунди; на престолсел его брат Халлудуш (699 - 693), успешно воевавший с Ассирией,покоривший Сиппар, взявший в плен сына Синахериба Ассур-надин-шума,посаженного в Вавилоне, и воцаривший там Нергаль-ушециба. В это времяначались в Э. смуты и узурпации. Победоносный царь был свергнутКудур-Нахунди III, при котором ассирияне завладели временно Сузой. Он, всвою очередь, был свергнут Умманменану (692 - 689), опять успешноподдерживавшим верховенство Э. над Вавилоном и разбившим Синахериба приХадуле. Два преемника его, Хумбахалдаш I и II, поддерживали мир сАссирией до 674 г., когда был взят эламитами Сиппар. Следующий царьУртаки был в мире с Ассархаддоном и даже вернул ему увезенных изВавилонии богов. После смерти Ассархаддона Уртаки решился напомнить освоем верховенстве над Вавилоном, куда был посажен Шамашшумукин; ноАссурбанипал прогнал его. Вскоре Уртаки был убит своим братом Теуманном(655?), который стал избивать и других членов царского дома. Некоторыеиз них бежали к Ассурбанипалу и просили его вмешательства. При Туллисе,под стенами Сузы, Теуманн был разбит и убит; на престол был посаженАссурбанипалом Хумбанигаш II, сын Уртаки, и таким образом Э. оказалсяпод ассирийским верховенством. Он остался, однако, верен своим традициями охотно принял под свою защиту мятежного Шамашшумукина вавилонского. Поинтригам Ассурбанипала, Хумбанигаш погиб жертвой восстания, поднятогоего племянником Таммариту, который сел на престол, но все же продолжалего политику по отношению к Вавилону, и не без успеха. Новая революция,опять таки не без влияния ассирийского царя, помешала успехам Э.:Таммариту был свергнут и бежал к Ассурбанипалу, который его принял идаже через несколько лет снова поставил в цари, когда его эфемерныепреемники-узурпаторы Индабигаш и Хумбахалдаш III не устояли в борьбе сАссурбанипалом из-за Вавилона, и последний бежал в Хидалу. Таммаритуснова восстал против Ассирии; в конце концов ему пришлось опять бежать вНиневию, где он и умер. В Э. снова стал царствовать Хумбахалдаш III,который выгнал ассирийский гарнизон из пограничной крепости Бит-имби, итем начал неприязненные действия. Против войска Ассурбанипала он опятьне устоял, бросил столицу и бежал в Хидалу. Суза была взята и разрушена;ассирияне увезли 20 статуй богов и 36 царских статуй и произвелистрашное опустошение; в это время был возвращен похищенный в 2280 г.идол Наны Эрехской. По уходе ассирийского войска, Хумбахалдаш вернулся,но должен был принять все условия победителей. При первой попыткевернуть себе независимость, он был отведен в Ниневию, где содержался вплену. Дальнейших сведений о судьбах Элама у нас нет. Может быть, оносвободился от Ассирии, а может быть, и вероятнее, в нем произошелэтнографический переворот - водворение арийцев мидян, начавших новыйпериод истории. Последним отголоском эламского царства и народа быловосстание Атрины при Дарии I персидском. Персидское царство, получившееот Э. одну из своих столиц, унаследовало от него и завоевательныетрадиции относительно Вавилона и вообще запада. С древним населением Э.долго еще приходилось считаться Ахеменидам: еще Артаксеркс II и КирМладший в троязычных надписях второе место отводили его языку. Культура Э. покоилась на тех же основах, что и вавилонская. Этодоказывается употреблением клинописи (знаков около 100, система, вобщем, та же), характером искусства (найдено несколько барельефов, междупрочим прядущая женщина; стены украшались барельефами, даже если былисложены из кирпичей и не были облицованы каменными плитами), религией.Нам известно множество имен богов, которые частью так сопоставлялись свавилонскими, как, напр., римские с греческими; вавилоняне чтилинекоторых из них, а эламиты почитали вавилонских. Ассурбанипалперечисляет 20 имен божеств Э., начиная с "Шушинак, бога их судеб,обитающего в сокровенных местах". Это был бог Сузы, сопоставлявшийся сНинибом. Главным божеством государства был Хумман (вар. Умман, Амман),сопоставлявшийся с Мардуком. Общим именем для божества было Нап илиНапир, Напирту. Ассурбанипал упоминает о храме с башней в Сузе,выстроенном из алебастра, говорит о царских мавзолеях, о жрецах, охрамовых сосудах, о священных рощах, в который не мог заходитьнепосвященный. На его барельефах изображены солдаты, уносящие идолыэламских божеств и статуи царей. Об устройстве государства, его величинеи т. п. мы знаем мало. Цари носят большей частью двойные титулы: Сузы иАнцана, Сузы и Хапирти; может быть, этим обозначалось владычество наддвумя этнографическими элементами населения. Имена царей - все несемитические; вавилонский язык некоторых из их надписей указывает насилу влияния вавилонской культуры. Неизвестно, как понимать наименованиемногих эламских городов, у Ассубарнипала, "царскими". Есть основанияполагать, что государство было не чуждо феодальных черт. Так, наМаламирских скалах местный князь Ханни изобразил себя со своимичиновниками и подданными приносящим жертву и поместил длинную надпись. Язык коренного населения Э., не смотря на много положенного труда,пока не может быть с уверенностью отнесен ни к одной из групп. Ученыесклоняются к сопоставлению его с кавказскими языками. Он агглютинирует,любит удвоения. Удалось распознать несколько диалектов и несколькопериодов развития языка. Вторая редакция надписей Ахеменидовпредставляет ново-эламский текст, уже подвергшийся влиянию персидскогояз.; древние документы, найденные в Куюнджике и представляющие, какполагают, донесения эламских чиновников, перехваченные ассириянами; ещедревние надписи в Маламире; во время раскопок Моргана обнаруженыпамятники туземного языка, восходящие к началу второго тысячелетия до Р.Хр. Пока удалось разобрать смысл и установить грамматику толькоахеменидских текстов; понимание прочих еще далеко не достигнуто. Изучение Э. и литература о нем. Вторая редакция ахеменидских надписейбыла разобрана собственно раньше третьей - вавилонской (работыРаулинсона, Норриса), но ее сначала принимали за мидийскую (особенноОпперт). Вейссбах доказал, что она составлена на новоэламском языке, идал ее грамматику ("Achamenideninschriften", Лпц., 1900). Тому жеученому принадлежит работа над куюнджикскими документами ("SusischeThontafelchen". Beitrage zur Assyriologie, IV) и над маламирскимитекстами ("Anzanische Inschriften", 1891). Последними занимался такжеСэйс (в трудах лейденского конгресса ориенталистов). Jensen посвятилбольшое исследование элам. собственным именам (в "Wiener Zeitschrift furKunde des Morgenl.", VI). В настоящее время над эламской филологиейработают еще Husing ("Elamitische Studien", Берл., 1898, имногочисленные статьи в "Orientalistische Litteraturzeitung") и Bork(ibid.). Для истории и археологии Э. обильный материал дали ассирийскиелетописи. Плиты эламских царей и надписи на скалах сообщили Лофтус(1852), Андреас (у Бушира), Лэйярд Маламир и КульФараун). В Сузе, послераскопок Лофтуса и Дьелафуа, не проникших далее ахеменидского слоя, с1897 г. начали археологические изыскания французы под руководствомМоргана. В 1900 г. Франция получила от персидского правительствамонополию на производство раскопок. Были найдены не только памятники Э.,начиная с глубокой древности, но и те глубоко интересные произведениявавилонской культуры, которые во время частых побед Э. над Вавилономбыли перенесены в Сузу, как трофеи (между прочим знаменитый свод законовХаммураби и много документов о поземельных владениях). Пока вышло 4 т."Delegation en Perse" (будет 6); тексты издаются и толкуютсяассириологом Шейлем. На основании этого материала написаны статьи:de-Morgan, "L'histoire de l'Elam d'apres les materiaux fornis par lesfouilles a Suse" ("Revue Archeologique" т. 40, 1902); Captain, "Hist. del'Elam" (1902). См. еще очерк Винклера в 3 т. "Weltgeschichte" Helmolt'a(есть русский перевод), написанный еще до издания результатов раскопок,но до сих пор не утративший значения. Автор видит в Э. культурногопосредника между Вавилоном и Индией. Б. Тураев.
Значение слова ЭКСТРАГИРОВАНИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ЭКСТРАГИРОВАНИЕ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012