(Mosheim, 1694?1755) ? известный лютеранский богослов; профессор в Гельмштадте, потом в Геттингене. Он не принадлежал к лютеранской ортодоксии, не сочувствуя ее вражде к научному образованию и ее педантически-схоластической регламентации; от пиетистов его отделяла уравновешенность разума и чувства, от английского деизма ? глубокое чувство веры и убеждение в истинности евангельского учения, от вольфианцев ? эклектическая многосторонность. Любовь к независимости и отвращение от угнетения личной мысли партийною односторонностью выразились в М. еще в его учебные годы, когда он задавался мыслью собрать и издать "Vulkanische Bibliothek" ? сборник произведений человеческой мысли, сожженных по распоряжению духовных или светских властей. Отсюда и симпатии его к Сервету, которому впоследствии он посвятил особые работы. Первый его литературный опыт имел заглавие "Zu t allige Gedanken von einigen Vorurtheilen in der Poesie, besonders in der deutschen"; за ним последовали "Vindiciae antiquae christianorum disciplinae" (Киль, 1720) и "Observationes sacrae" (Амстердам, 1721). Из других сочинений его более замечательны: "In s titutiones historiae Ecclesiasticae Novi Testamenti" (1726; вновь изд. в 1765 г. под загл. "Institutiones Historiae ecclesiasticae saeculi primi majores"), "Historia Serveti" (1735) и "Nachrichten... M. Serveti" (1750), "Commentarii de rebus christianorum ante Constantinum Magnum" (1753), "Modesta inquisitio in nov. dogmat. de S. Trinitate...(1755), "Pastoraltheologie" (1763), "De Beghardis et Beguinibus" (1790), "Dissertationes ad historiam, eccles. pertinentes" (Альтона, 1733), "Elementa theologiae dogma t icae" (Нюрнб., 1758; 3 изд. 1781), "Theologia polemica" (1763). Главный труд его жизни ? "Institutionum historiae ecclesiasticae antiquioris et recentioris libri IV" (1726, 1737?41, 1755, 1764). Подробную характеристику и оценку этого соч. и оценку его исторического значения см. в "Истории церковной истории" Шаффа (русск. пер. в "Трудах Киевской акд.") и в соч. проф. А. П. Лебедева "Очерки развития протестантской церковно-исторической науки" (М., 1888, стр. 61?76). Своим сочинением "Anweisung erbaulich zu p redigen" (Эрланген, 1763; 3 изд., 1775) и своими проповедями ("Heilige Reden", Гамбург, 1765) М. совершил реформу в немецкой гомилетике, доказав непригодность господствовавших до него в лютеранстве задорно-полемических и учено-схоластических способов проповедничества. См. Goetten, "Gelehrtes Europa" (Брауншвейг, 1735, I); Roessler, "Gr u ndung der Universit." (Геттинген, 1855); Baur, "Epochen d. Kirchl. Gesehichtschreibung" и статью Henke в "Real-Encyclopedie" Герцога (X, 68); Nebe, "Geschichte d. Predigt" (1 880).
Н. Б?в.