(Ян) ? предшественник Гуса, родом из Моравии. Был секретарем и вице-канцлером императора Карла IV, затем архидиаконом в Праге; по поручению пражского архиепископа не раз визитировал приходские церкви и монастыри. В эти поездки М. имел случай ознакомиться и с клиром, и с положением чешского народа. Бедствия народа побудили М. в 1363 г., несмотря на уговоры членов капитула и самого архиепископа, удалиться в небольшой городок пилзенского округа для церковной службы и проповеди. Через полгода М. с той же целью перешел в Прагу. М. ? не реформатор-теоретик; он еще привязан к церковному авторитету. Его роль ? будителя совести и внутреннего религиозного интереса в обществе. До аскетизма строгий к самому себе, М. требовал и от других такого же поведения. Своими "огненными словами" он смело обличал до крайности испорченные нравы светской знати и духовенства того времени. Влияние проповеди М., кроме его личного примера, обуславливалось еще ее народным направлением: М. говорил к простому народу, соболезнуя о его нуждах и страданиях на его родном языке. Невозможность немедленно помочь народу, уничтожить торжествующее зло вызывало в Миличе недовольство собой, мистическую веру в приближение конца мира. Его проповедь нажила ему массу врагов; ему пришлось ехать для объяснений с папой в Авиньон. Здесь, не дождавшись конца своего дела, М. умер в 1374 г. Сочинения его были сожжены в 1410 г.; сохранились лишь "Postilla a w yklady na Ewangelia weyro cnj" и "Knihy о zarmoucenjch welik ych cjrkwe swatè, o Antikristowi a gehosedmi ranach" (напечатана в первый раз в Праге, 1542). Позднейшие чешские реформаторы (Матвей Яновский, Фома Штитный и др.) признавали, что М. имел на них огромное влияние.
Биографию М. см. Balbini, "Miscellan. hist. regni Bohemiae" (Прага, 1662, dec. I, кн. IV, ч. II); Палацкий, в 3 т. 1 ч. "Истории Чехии" (по-чешски); Jordan, "Vorl aufer d. Hussitenthums in Bo hmen" (Лейпциг, 1846.).
А. Л?ий .