(Франсуаза д'Обинье, маркиза Maintenon, 1635?1719) ? вторая жена Людовика XIV. Внучка предводителя гугенотов д'Обинье, она была крещена по католическому обряду, но воспитана в протестантизме. В 1639 г. родители ее взяли ее с собой на Мартинику; после смерти отца (1645) она вернулась с матерью во Францию. Здесь ее сначала взяла к себе ее тетка Виллет, строгая кальвинистка; но другая ее родственница, католичка Нельян (Neuillant), отдала ее в монастырь урсулинок в Париже, где М. после долгого сопротивления обратилась в католичество. В 1650 г. умерла ее мать; года два спустя Нельян выдала ее замуж за поэта Скаррона. После смерти мужа она была приглашена m-me де Монтеспан (1669) заняться воспитанием ее детей от Людовика XIV, и исполняла свои обязанности с большой добросовестностью и тактом. В течение следующего десятка лет отношения между М. и королем становились все более близкими; в 1675 г. король возвел ее в маркизы М. и сделал ее владетельницей имения М. близ Шартра. В 1680 г. она была причислена к придворному штату дофины. Монтеспан отступила на задний план, а все более усиливавшемуся влиянию М. удалось склонить короля к сближению с давно покинутой им супругой Марией-Терезией. В 1683 г. королева умерла, и вся привязанность Людовика обратилась на М. В 1684 г. маркиза сочеталась тайным браком с королем. Она все сильнее подчинялась церковному влиянию; ее духовники давно уже ставили ей задачей обращение короля на путь благочестия. Отмена Нантского эдикта не есть исключительно дело М., как думали до сих пор; тем не менее направление второй половины царствования Людовика XIV объясняется в значительной степени ее влиянием. В политических затруднениях Людовик часто спрашивал ее совета, но постоянного, руководящего значения в политике она не имела; многое приписывается ей несправедливо. Обладая замечательными педагогическими способностями, соединенными с любовью к детям, М. проявила их в полном блеске в своем управлении школой Сен-Сир, основанной ей в 1686 г. для 250 воспитанниц, дочерей бедных дворян; наставницы этого заведения составляли "институт дам св. Людовика", давали обеты бедности, целомудрия, послушания и обязывались посвятить себя воспитанию девиц. В письмах, программах и наставлениях М. отражаются мысли и воззрения Фенелона: она рекомендует наставницам обращать больше внимания на воспитание, чем на обучение, советует приучать воспитанниц к труду, живыми беседами развивать и обогащать их ум. М. способствовала возникновению и многих других учебных заведений, устроенных по типу Сен-Сирского. Это же заведение послужило отчасти образцом для Екатерины II при основании ею Смольного института. После смерти Людовика XIV М. удалилась в Сен-Сир, где и умерла.
См. мемуары Сен-Симона и герцогини Орлеанской. La Beaumelle своими "M emoires pour servir à l'histoir e de M-me de M." (Амстердам, 1755) и особенно изданием "Lettres de M-me de M.", с сильно искаженным и неполным текстом, представил М. в весьма одностороннем освещении. Более надежный источник для изучения М. представляют "Lettres in edites de M-me de M. et de M-me la princesse des Ursins" (Париж, 1826) и полное собрание "Oeuvres de M-me de M." (П., 1854), изд. Lavall e e. Очень хорошее издание ее писем с прекрасным введением принадлежит Geffroy: "M-me de M. d'apr è s sa correspondance authentique," (Париж, 1887). Ср. Noailles, "Histoire de M-me de M." (Париж, 1848?58); Lavall e e, "M-me de M. et la maison royale de Saint-Cyr" (2 изд., Париж, 1876). Прекрасные характеристики М. дают Ranke, "Franz. Geschichte" (т. 4, 4 изд., Лейпциг, 1877); Noorden, "Europ. Geschichte im XVIII J." (т. 3, Лейпциг, 1882); его же, "Histor. Vortr a ge" (Лейпциг, 1884); D ollinger, "Akademische Vortra ge" (т. I, 2 изд., Мюнхен, 1890).