Значение МАРШ, РОД МУЗЫКИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

МАРШ, РОД МУЗЫКИ

(ит. ? marcia, франц. ? marche, от франц. marcher ? идти) ? род музыки, сопровождающей или рисующей стройные размеренные движения людей, преимущественно войска. М. пишется в четыре четверти или 2 / 4 в двухколенном или коленном складе, с трио. Ритм должен быть ясный, простой и энергичного характера. Смотря по скорости движении, М. получает разные названия. Церемониальный М., в 4 / 4 медленнее скорого М., который пишется в 2 / 4 или в 4 / 4 alla breve. Похоронный М. имеет одинаковые движения с церемониальным или еще более медленные. M. ? один из главных элементов военной музыки. Похоронный М. пишется в миноре, а трио в мажоре; другие М. пишутся в мажоре. Форма М. применяется не только в полковой музыке, но и во всякой другой. Она получила художественную обработку в операх, напр. Коронационный М. в "Иоанне Лейденском" Мейербера, М. в "Тангейзере" Вагнера, шествие в "Лоэнгрине", у Моцарта в "Волшебной флейте", М. цыган в "Прециозе" Вебера, у Бетховена в "Фиделио", у Глинки М. Черномора, у Серова в "Рогнеде", у Чайковского в "Орлеанской деве", у Рубинштейна в "Нероне". Кроме того, форма М. встречается в симфониях, напр. в Военной симфонии Гайдна, Marcia funebre в Героической симфонии Бетховена, у Шопена, в сонатах Бетховена, в симфонии Шпора "Die Weihe der T o ne", у Берлиоза Венгерский М. в "Гибели Фауста", у Мендельсона Свадебный М. в музыке "Сна в летнюю ночь". Существуют М. и как самостоятельные симфонические произведении, напр. Коронационный М. Чайковского, Kaiser-marsch, Huldigungsmarsch Вагнера. Из вокальных М. особенно известна Марсельеза (см.). Marciale или Marziale ? музыкальный термин, требующий исполнения в характере М.

Н. С.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.