(сын Анеса) ? основатель наиболее ранней и наиболее ригористичной из четырех суннитских школ богословия и юриспруденции. Род. в Медине в 709 или 712 г., был там имамом и преподавал в мечети мусульманское право, первым организатором которого является, собственно, он. Коран он толковал как можно буквальнее, хотя не дошел до таких грубых крайностей, как потом хенбелиты. Ученики к нему стремились толпами отовсюду, даже из далекой Испании. Знание преданий, или хедисов, М. усвоил приблизительно у 900 шейхов и (ок. 760 г.) составил первый писанный их сборник под заглавием "эль-Моватта" ("Торная тропа"); внесено туда всего 300 (ок. 1700 преданий), потому что мало-мальски сомнительные хедисы М. отвергал; впрочем, мусульм. улемы находят, что М. менее критичен, чем Бохарий, автор "Сахыха". Гарун аль-Рашид уважал М. и предлагал ему ввести повсюду насильно его "Моватта", но имам отказался, сославшись на хедис: "Разногласие мнений в моей общине есть благословение". Ум. М. в 795 г. (или в 812 г.). См. Dugat, "Hist. des phil. et des th e ol. mus." (П., 1878, 262-273); Kremer, "Kulturgesch. d. Orients" (Берл., 1875, I, 477 и сл.); Dozy, "Essai sur l'hist. de l'islam." (Пар., 1879, гл. VIII). "Моватта" (изд. в Индии, Тунисе (1863), Каире (1873), с комм. Зоркания. См. Маликиты.
А. Крымский.