(1756-1816) ? известный мистик. В 1775 г. вступил в военную службу и дослужился до полковника; в 1782 г. определен советником Московской уголовной палаты, а потом и председателем ее. В судейскую практику Л. внес выработанный в нем чтением взгляд на исправительное значение наказаний и умеренное их применение. В 1785 г. он вышел в отставку и принял деятельное участие в литературных и филантропических предприятиях Новиковского кружка: перевел ряд мистических сочинений, написал в защиту русских масонов "Нравоучительный катехизис истинных фран-масонов" (1790 г., несколько изданий), был великим мастером одной из лож, помогал бедным, устраивал школы, открыл типографии в Москве, на свой счет отправил за границу студентов Невзорова и Колокольникова. "Катихизис" имеет важное значение для определения целей и задач фран-масонов вообще и убеждений самого автора. Любовь к Богу и ближнему, не исключая и врагов, и постоянное внутреннее совершенствование ? главные основы "Катихизиса", доказывающего отсутствие у масонов каких-либо политических стремлений. Важное значение для определения масонского учения (особенно обрядовой его стороны) имеет другое сочинение Л., написанное в 1791 г.: "Духовный рыцарь или ищущий премудрости". Когда в 1792 г. началось преследование мартинистов, Л. сначала назначен был в ссылку, но потом оставлен в Москве, "ради престарелого отца". До конца 1796 г. он проживал в Москве и напечатал: "Изображение мечты равенства и буйной свободы с пагубными их плодами" (1794), "Излияние сердца чтущего благость единоначалия" (1795), "Описание нескольких картин и список с некоторых отрывков, находящихся в магазине давнего смотрения на внутренние причины действий и на слепоту развращенных французов" (1795) и "Подражание некоторым песням Давыдовым" (стихами, 1796). С воцарением Павла I он внезапно был вызван в Петербург и назначен статс-секретарем, но в начале следующего года переведен сенатором в Москву. Здесь он занимался главным образом разбором уголовных и следственных дел, проявляя те же черты человеколюбия, что и в уголовной палате. В 1800 г. вместе с сенатором Спиридовым ревизовал губернии Казанскую, Вятскую и Оренбургскую, при чем обнаружил особенное попечение о крестьянах. Общий гуманный характер ревизии Л. виден из его брошюр: "Выписка наставлений и приказаний, данных гг. сенаторами при осмотре Вятской губ.". В 1801 г. Л. ревизовал Харьковскую губ. и занялся там разбором дела о духоборцах. Гуманное отношение его к ним навлекло на него обвинение в размножении их. Для опровержения этого обвинения он написал "Глас искренности", напечатанный не ранее 1816 г., в "Сионском вестнике". Александр I, однако, был доволен его действиями и много раз давал ему серьезные поручения. Вышедши в 1812 г. в отставку, он поселился в своем кромском имении на Оке и там скончался. За время с 1797 по 1816 гг. им написаны: "Замечания на известную книгу Руссо "Du Contrat Social", где Л., между прочим, высказывает мнение, что государственное устройство является чем-то случайным, а не самобытной органической формой; "Отрывки для чтения верующим" (1805); несколько статей в "Друге юношества" Невзорова; "Вера в Иисуса или кратчайший путь к Богу" и др. Характерным признаком всех сочинений Л. является пламенная религиозность и мистицизм. Большой интерес представляют "Записки" Л., изданные впервые в 1860 г., в "Чтениях Моск. общ. ист. и др. рос.", и Герценом в Лондоне (1860), а потом в "Русск. архиве" (1884), с портретом. Обстоятельная биография Л. написана Афанасьевым (в "Архиве истор. и практич. сведений", кн. I); ср. также Лонгинов, "Новиков и московские мартинисты" (1869); "Исторические очерки русского масонства и его главных представителей" (в "Орловских епарх. ведомостях", 1869, ¦ 6 и след.); Незеленов, "Литературные направления"; Полторацкий, "Русские достопамятные люди" ("Рус. старина" 1892, ¦ 7); Мертвого, "Записки"; Воейков, "Воспоминания" (в "Новостях литературы", 1825, ¦ 5); Лубяновский, "Воспоминания" (М., 1872). Несколько писем Л. к Руничу, Сперанскому, Львовой и др. помещены в "Русск. архиве".
В. P-в.