(Александр Дмитриевич, 1835-1890) ? исторический живописец. Сын очень бедных родителей, он не получил почти никакого общего образования, но с детства чувствовал сильное влечение к искусству. Это влечение привело из его родины, Кременчуга, в СПб. и заставило вступить в ученики акд. художеств, в которой вскоре выказалась редкая способность к рисованию и живописи. Получив за успехи свои в том и другой 4 серебр. медали (две малые в 1855 и 1857 гг. и две большие в 1857 и 1858 гг.), он был удостоен в 1861 г. мал. зол. мeдали за написанную по программе картину "Харон перевозит души умерших через Стикс". Затем, участвуя в конкурсах на получение большой золотой медали, Л. исполнил программы "Олимпийские игры" в 1860 г. и "Стрелецкий бунт" в 1862 г., но не приобрел этой награды и, наконец, отказался от дальнейшего ее соискания в 1863 г. вместе с несколькими своими товарищами, недовольными заданною им для этой цели темою. Подобно им, он вышел из акд. с званием художника 2-ой степени и сделался одним из основателей сиб. артели художников. В 1 868 г. картина: "Сокольничий" ? прекрасный этюд мужской полуфигуры в русском костюме XVII стол. ? доставила ему титул академика. После того, произведения Л. являлись довольно часто сперва на академич. выставках, а потом, с 1878 г., на выставках товарищества передвижных выставок, деятельным членом которого он оставался до конца своей жизни. Лучшие из этих произведений: "Иоанн Грозный показывает свои богатства английскому послу Горсею" (1875) и "Царь Алексй Михайлович и архиепископ (впоследствии патриарх) Никон у гроба св. Филиппа, митрополита московского", а также несколько портретов, особенно же рисованные черным карандашом и карандашным соусом портреты С. С.
Андреевского, В. В. Вельяминова-Зернова и др. Из работ Л. по части религиозной живописи заслуживают внимания образа, написанные для црк. св. Николая на Севастопольском военном кладбище и семь стенных картин в московском храме Христа Спасителя. Вообще, это был замечательный рисовальщик и превосходный техник, но не отличался богатством и находчивостью фантазии, вследствие чего его картины более или менее слабы в отношении композиции.
Н. С-в