Значение слова ЛЕЛЕВЕЛЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое ЛЕЛЕВЕЛЬ

(Иоахим) ? знаменитый польский историк, родоначальник школы, почти полвека господствовавшей в польской историографии; род. в Варшаве в 1786 г. в польской семье, ведшей свое происхождение от прусских выходцев. Образование получил в пиярском конвикте в Варшаве и в виленском университете; читал географию в кременецком лицее, потом историю в виленском и варшавском унив. В 1824 г. он был вынужден оставить кафедру и стал принимать деятельное участие в политической жизни родины. На сейме 1830 г. Л. выступил одним из вождей оппозиции, способствовал отклонению закона о возвращении разводов в исключительное ведение католич. церкви и внес предложение об установлении граждан. брачного закона, чуждого всякой вероисповедной тенденции. Последнее предложение не встретило серьезной поддержки на сейме. Находясь в деятельных сношениях с молодежью, Л. принимал некоторое участие в подготовке восстания 1830 г. и, когда оно вспыхнуло, был включен в состав временного правительства, являясь в нем представителем крайней революционной партии. В 1831 г. Л. эмигрировал и жил в Брюсселе и Париже; одно время стоял во главе демократической партии польской эмиграции. Умер в 1861 г. Как историк, Л. обладал очень крупным талантом и оказал громадные услуги польской историографии. Им не только открыты и исследованы многие новые материалы, но и поставлены многие новые вопросы и вся польская история представлена в новом, оригинальном освещении. Выступив на поприще научной деятельности в ту пору, когда в польской историографии безраздельно господствовала школа Нарушевича, все свое внимание сосредоточившая на политической истории, понимаемой притом весьма узко, Л. перенес центр тяжести на изучение вопросов социального быта. Хотя многие выводы, сделанные им, отвергнуты новейшими историками, но за ним остается заслуга плодотворного переворота в науке. Основные воззрения Л. на характер развития Польши, в наиболее популярной форме выраженной им в двух трудах: "Dzieje Polski, opowiadane synowcom" (В., 1829) и "Uwagi nad dziejami Polski i ludu jej", сводятся к следующим положениям. У польского народа всегда был один идеал, приближение к которому знаменовало развитие народа, удаление ? упадок. Таким идеалом является полная свобода политическая и общественная, вполне осуществленная только однажды, в славянском общинном быту, охранявшемся первыми Болеславами (gminowladztwo). Но свобода народа и княжеская власть были равно уничтожены аристократией, господство которой, составляя второй период в истории Польши (1139-1374), привело страну к упадку. В третьем периоде уничтожено правление знати и вновь установился демократический строй в виде владычества шляхты. Так как, однако, шляхетское народовластие не осуществило вполне заложенных в него принципов, не создав свободы и равноправности для низших классов народа, то оно с 1607 г. вступает в период разложения, оканчивающийся падением Польши. Основной недостаток теории Л. заключался в том, что главные ее положения не были выведены из исторических фактов путем тщательного анализа, а заимствовались со стороны, будучи продиктованы идеалистической философией и несдержанным чувством патриотизма, у последователей Л. выродившимся даже в своего рода мессианизм на почве истории. Вследствие этого общая концепция истории Польши, выставленная Л., потеряла в настоящее время свое положительное значение. Сочинения Л. в начатом еще при жизни его издании Жупанского составляют 20 томов под общим названием: "Polska, dzieje i rzecz y jej" (Познань, 1854-1868).

В. М-н.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.