(1828-1891) ? писатель. Сын священника, К. рoдился в местечке Кузнице Гродненской губернии, учился в духовной семинарии и спб. духовной академии. Пробыв недолго преподавателем в духовных семинариях рижской и петербургской, К. занял в спб. духовной академии сначала кафедру сравнительного богословия и русского раскола, затем кафедру русской истории гражданской и церковной, а после разделения этого предмета, в 1869 г., на две самостоятельные кафедры ? только гражданской русской истории, которую и не оставлял до самой смерти. В 1859 г. он печатает I т. своей магистерской диссертации: "Литовская церковная уния", в 1862 г. ? и второй том ее; в том же 1862 г. в аксаковском "Дне" печатаются его "Лекции о западно-русских братствах", в 1864 г. ? "Лекции по истории Западной России", перепечатанные потом в 1883-84 гг. вторым, третьим и четвертым изд., с приложением этнографической карты. В 1865 г., по поручению археографической комиссии, им изданы "Документы, объясняющие историю Западной России и ее отношения к Восточной России и к Польше", с переводом на франц. яз.; в 1869 г., по поручению академии наук ? "Летопись осады Пскова Стефаном Баторием", по поручению археографической комиссии ? "Дневник люблинского сейма 1569 г.", с переводом на русский язык, в 1872 г. ? "Русская историческая библиотека", т. I; в 1873 г. докторская диссертация: "История воссоединения западно-русских униатов старых времен" (до 1800 г.); в 1880 г. брошюра (актовая речь): "Три подъема русского народного духа для спасения русской государственности в смутные времена". В 1884 г. вышла в свет часть курса по русской истории, под заглавием: "История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям". В этом сочинении К. определяет направление, которому он следовал в своих трудах: так как "в истории область объективных истин весьма невелика, а все остальное неизбежно субъективно, нередко даже в области простейших голых фактов...", то он следовал тому субъективизму, который больше всех других "обнимает фактическую часть русской истории и лучше других освещает действительные и существенные ее стороны". Такой русский субъективизм он находил в сочинениях славянофилов. И к этому субъективизму он пришел, по его словам, "не только по указанию русского чувства, но и по научным требованиям". Того же славянофильского направления держался К. и в своих журнальных статьях, и в речах по различным случаям и поводам. Как писатель-публицист, он сотрудничал в "Дне", "Церковном Вестнике", "Христианском Чтении", "Журнале М. Нар. Пр.", "Русск. Инвалиде", "Гражданине" (прежней редакции, до 1872 г.), "Правде" (1888-1889 гг.), "Новом Времени", "Известиях СПб. Слав. Общ.". В этих периодических изданиях им помещен целый ряд статей, частью по общерусским вопросам, но преимущественно пo делам юго-западной Руси. В особенности статьями и сотрудничеством К. дорожил И. С. Аксаков. Из речей К., произнесенных в торжественных собраниях спб. слав. благотвор. общества, особенно замечательна речь на тему: "Историческая живучесть русского народа, и ее культурные особенности" (1883). Здесь он отмечает, в числе особенностей народа любовь к земледелию, любовь и способность к промышленности и торговле, стремление к обладанию лучшими землями, уменье овладевать речными и водными путями и берегами прилегающих морей. Далее, особенность русского быта представляет общинное устройство ("община") ? в среде земледельческой и "вече" ? в среде торговой; при передвижениях из общины и веча выделяются дружины ? военные, торговые, промышленные, сохранившиеся отчасти в нашей теперешней артели. Наконец, главную характерную особенность русского народа представляет раннее сознание "необходимости государственного строения, государственной объединяющей власти", которая и воплотилась в московском единодержавии, "с земскими соборами и с земским всенародновластным царем во главе". В вопросах общеславянских К. стоял за возможно тесное общение между славянскими племенами, и притом не с одной только политической точки зрения: он желал объединения славянских племен под знаменем св. Кирилла и Мефодия, давших славянам единую грамоту и общий для всех племен письменный язык. См. брошюру профессора спб. духовной академии И. С. Пальмова, "Памяти Михаила Иосифовича К." (СПб., 1891). Его сын, Михаил Михайлович ? журналист. Образование получил в спб. университете. Помещал в "Новом Времени" и "СПб. Ведомостях" публицистические и критические статьи, а также и беллетристические произведения. Из последних составилось два сборника: "Повести и рассказы" (СПб., 1888) и "Новые рассказы" (СПб., 1859). В 1888-90 г. издавал и редактировал еженедельную газету " Правда".
Значение КОЯЛОВИЧ, МИХАИЛ ИОСИФОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона
Что такое КОЯЛОВИЧ, МИХАИЛ ИОСИФОВИЧ
Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012