? арабское племя так назыв. мостерибского, или исмаилитского периода, сменившего период мотеэррибский или иоктанидский (см. Иоктаниды). К. ? одно из пяти мостерибских племен. Сперва это был малоизвестный род (корейш или фигр), основавшийся близ Мекки, которая издавна была важным коммерческим и религиозным пунктом Аравии. Ключи от святилища Каабы (см.) находились у уполномоченных, которых назначали йеменские (иоктанидские) цари. К., в начале V в., овладели ключами и сохранили за собой право заведовать Каабой, хотя враги не раз делали попытку отнять у них это право (особенно известно абиссинское вторжение 570 г., в год рождения Мухаммеда). Охранение Каабы давало К. политический вес и приносило известный доход от пилигримов. Главным источником доходов была для К. торговля с Йеменом, Абиссинией, Сирией; на расстоянии дня пути от Мекки, у городка Оказа, происходила, в месяцы богомолья, ежегодная ярмарка, на которую собирались арабы со всех концов полуо-ва. Здесь совершались состязания в единоборстве, в верховой езде, в воинских упражнениях, а также в поэзии; старейшины племен и колен обсуждали общие для всех вопросы войны и мира, мщения, союзов и т. п. К VII в. К. были самым сильным племенем Аравийского полуо-ва; у них были многочисленные союзники, мостерибского происхождения. Мухаммед был родом К., но не встретил у соплеменников сочувствия к его учению. Он объявил корейшитское наречие самым чистым арабским языком, и потому это наречие стало литературным. По корням оно, как и всякое народе мостерибское (т. е. северо-арабское), тожественно с языком иоктанидским (южно-арабским, йеменским); но к языкам еврейскому и сирийскому другие мостерибские наречия подходят гораздо ближе.
А. Крымский.