? царь болгарский, сын сестры болгарского царя Михаила II Срацимировича, в 1332 г. возведен на болгарский престол, возвратил от греков все утраченное болгарами после смерти Михаила и владел сев. Фракией по Филиппополь включительно. В распре Кантакузена с Палеологами принимал сторону то первого, то последних, но всегда терпел поражения от турок, союзников Кантакузена. В 1364 г. турки отняли у Болгарии Филиппополь и весь окрестный край и принудили И.-A. к унизительному миру: он должен был выдать за султана Мурата свою дочь, Фамарь, и признать верховную власть султана. Вскоре после этого (по одному показанию ? в 1371 г., по другим ? в 1365 г.) И.-A. умер. На соборе при И.-A. осуждены были варлаамова и акиндимова ереси, к которым присоединились верования адамитские и скопческие. Вслед за тем появилось в Болгарии адамитство в более определенной форме, но оно было мирным образом прекращено проповедью св. отшельника Феодосия. Ересь жидовствующих, отвергавшая причастие, церкви, иконы и священство, опиралась, по всей вероятности, на вторую жену И.-A., родом еврейку, принявшую православие под именем Феодоры. И.-A. снова созвал собор, особенно торжественный, после чего была подавлена и эта ересь. Вместе с тем, по приговору царя и собора, евреи лишены были права быть "властителями" в Болгарии и сравнены с рабами.
См. житие св. Феодосия Трновского, напеч. в "Чтениях в общ. ист. и древн. росс." (1860 г., кн. I).