(Inca) ? название прежних государей Перу, управлявших страной до испанского завоевания. Как предполагают, И. были потомками племени, некогда завоевавшего Перу и основавшего в стране нечто вроде деспотической теократии на коммунальных основах. По туземной традиции, первоначально в Перу существовал высокоцивилизованный народ; потом, более чем за 500 лет до прихода испанцев, наступила эпоха варварства, в которой погибли все следы прежней цивилизации. Из этого варварства извлекли население первые И., воцарившиеся над перуанскими племенами кечуа и аимара. Когда их власть окрепла, им подчинилась вся страна от нынешн. Пасто в Колумбии до р. Биобио в пределах Чили. По словам одного из историков Перу, Гарсильяссо, И. стремились подчинить покоренные племена своим законам и обычаям, навязывали им свой язык, свои праздники и обряды. В создавшемся таким образом однородном государстве Верховный И. был неограниченным повелителем, как представитель высшего божества, воплощение бога солнца. Приказания И. не терпели никаких возражений и исполнялись немедленно, как бы они ни были жестоки. После смерти И. им воздавались божеские почести, тела их бальзамировали и сохраняли в особых склепах в Куско, причем к каждому приставлялся особый штат жрецов; кроме того, изготовлялись каменные истуканы их (guaciqu è), которым воздавалось то же почтение, как и правящему И. Guaciqu è сопровождали войско во время походов; их несли в торжественных процессиях, когда народ молился о прекращении засухи или дурной погоды. Есть сообщения о человеческих жертвоприношениях при похоронах И., но известия эти не вполне правдоподобны, так как, по другим современным известиям, жертвы были символические: закапывались в землю чучела. Внешним знаком отличия И. была шерстяная головная повязка с кистью над лбом. "Девы солнца", своеобразные весталки древнего Перу, все из рода И., были не только невестами или женами солнца, но и наложницами правящего И. В Перу сильно заботились о сохранении чистоты крови этих монархов: И. мог иметь только одну законную жену, и признавалось необходимым, чтобы она была родной его сестрой. Многочисленные дети И. от "дев солнца" считались законными, но не могли наследовать престола. Обыкновенно все списки И. начинаются с имени Манко Копак; имена и порядок И. везде одинаковы. Строго историческими можно считать И. лишь с Виракочи, жившего около 1380 г., т. е. за полтора века до прибытия испанцев. После казни И. Атауальны в 1533 г. несколько И. еще удержало за собой власть в недоступном горном убежище Анд, у истоков Амазонки. Последний из них, Тупак Амару, царствовал лишь несколько месяцев и в 1571 г. был обезглавлен в Куско.
Лучшие первоисточники для ознакомления с историей И.: Педро де Сиеза (Cieza), в "Chronica del Peru", 2-я часть которой озаглавлена: "Управление, великие дела, происхождение, политика, постройки и дороги И." (Мадрид, 1880); Гарсильяссо, "Commentarios Reales de los Incas" (Лиссабон, 1609, Кордова, 1616). Гарсильяссо ? сын испанца и Чимпа Оэльо, в крещении Изабеллы, внучки великого И. Тупак Юпанги; зная прекрасно язык И., он для написания своей книги мог воспользоваться перуанскими преданиями, собранными им в большом количестве. Много ценных данных и у др. историков Нового Света, особен. da Zarate, Fr. Greg. Garcia, Herrera, I. Acosta и Ulloa. Новейшая литература: ст. Маркгама в трудах "Hakluyt Society" (1873 cл.); Bastian, "Kulturl ander des alten Amerikas" (1878-88); Brehm, "Das Inkareich" (1885); Bruhl, "Die Kulturvo lker Altamerikas" (Цинциннати, 1875-88); Betanzos, "Suma у narracion de los Incas" (1880); Дж. Фиске, "Открытие Америки" (M. 1892, II, 9, 10). См. также Перу, Пизарро.