Значение ЗАРА-ЯКОБ, АБИССИНСКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое ЗАРА-ЯКОБ, АБИССИНСКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ

? абиссинский свободный мыслитель. Род. в 1600 г. в Аксуме, где получил обычное образование абиссинского начетчика и мог сделаться духовным, но любознательность заставила его послушать португальских миссионеров, при Сисиннии (1607?32) временно подчинивших страну папскому авторитету. Столкновение двух миросозерцаний, а еще более зрелище двух ненавидевших друг друга христианских вероисповеданий, нарушили духовное равновесие З.-Я.: сделавшись законоучителем, он не мог примкнуть ни к одной из партий и навлек на себя подозрение со стороны обеих. Оклеветанный пред Сисиннием, он бежал в пустыню и, сидя в пещере в Амхаре, составил новое цельное религиозное миросозерцание, напоминающее учение современных ему английских деистов. Начав с сомнения во всем, он путем космологического доказательства пришел к познанию Бога-Творца и Промыслителя, но отверг откровенные религии, которые считал выдумкой жрецов и измышлениями человеческими. Бог открывается человеку в его разуме; голос разума непогрешим. Исходя отсюда, З. отвергает аскетизм, пост и особенно ненавистное для него монашество и безбрачие, но доказывает бессмертие души и необходимость непрестанной молитвы и прославления Бога-Творца. По наступлении более спокойного времени З. до самой смерти (1693) жил в Энфразе, отвергнув все предложения снова вернуться в Аксум к прежней деятельности. Учения своего он не распространял, а по жизни представлялся христианином, будучи и в этом отношении подобен европейским деистам. Только одного человека ? Вальда-Хейвата ? он посвятил в свою тайну, и тот сделался его последователем. Для прочих З.-Я. изложил свою автобиографии и исповедь в рукописи, копии с которой изредка встречаются в Абиссинии; две из них попали в руки d'Abbadie, a потом, вместе с его коллекцией, ? в Парижскую национальную библиотеку. Издания: Б. Тураев, "Памятники эфиопской письменности. I. Исследования З.-Я." (СПб., 1904); Littmann, "Philosophi Abessi n i" (Пар., 1904). См. еще Б. Тураев, "Абиссинские свободные мыслители XVII в." ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1903). Секты З.-Я. не образовал, но отдельные последователи его учения встречаются, по-видимому, и в настоящее время.

Б. Тураев.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.