(Claudio Jannet) ? современный французский экономист католической школы. Родился в 1844 г.; юрист по образованию; всю жизнь провел в стороне от политики; состоит профессором политической экономии в Парижском католическом институте.
По своим взглядам, как они выражены в его теоретическом труде "Le socialisme d'Etat et la Reforme sociale" (2 изд., 1890), Ж. примыкает всего ближе к школе либеральных экономистов (Поль Леруа-Болье, Леон Сэ, Молинари), противников государственного вмешательства в вопросы распределения. Современный экономический строй, по мнению Ж., не свободен от многих существенных недостатков, но самые причины социального зла показывают, что государство бессильно его уничтожить. Причины эти следующие: 1) первородный грех, сделавший страдание неизбежным уделом людей; 2) ослабление религиозного чувства и в высших слоях общества, и в народе, имеющее своим последствием озлобленность в отношениях между классами, и 3) великая революция, секуляризировавшая духовенство и уничтожившая чересчур поспешно коллективное владение землей, корпорации и патриархальное отношение между хозяевами и рабочими. Практическая деятельность на пользу жертв промышленного строя должна состоять, прежде всего, в религиозной пропаганде ("лучшее средство ? это новое покорение Евангелием внутренних варваров "). От религии надо ждать полного разрешения всего социального вопроса, для чего следует предоставить церкви полную свободу и наделить ее достаточными денежными средствами. Все благотворительные учреждения должны носить строго религиозный характер, "предоставляя отпавшим от церкви рабочим пожинать плоды своего неверия ". Капиталистам следует материально поддерживать благотворительные начинания церкви, следует самим проникнуться христианским милосердием и относиться к своим подчиненным по-братски, а рабочие должны самоотверженно нести возложенные на них судьбой обязанности, не увлекаясь бесплодными мечтами о равенстве и не завидуя богатым. Неравенство не составляет особенности только настоящего экономического строя: оно справедливо само по себе и необходимо для прогресса. Процветание науки и искусства требует, чтобы известная часть общества доставляла другой части необходимый досуг и даже известную долю комфорта.
В католическом лагере Ж. занимает видное место на крайней правой. Противниками его являются те католики, которые группируются вокруг графа де Мена. Государственное вмешательство и рабочее законодательство, которых настойчиво добиваются де Мен и его друзья, составляют главный предмет препирательств между обеими группами. В этой полемике Ж. выказал себя недостаточно справедливым к противникам, за которыми, несмотря на ученость Ж., и остаются симпатии прогрессивной части католиков. Ж. написал еще: "Les institutions sociales et le droit civil en Sparte", "Les Etats-Unis contemporains" (1878), "Le credit populaire et les banques en Italie du XV au XVIII siècle" (1885), "Les faits economiques et le mouvement social en Italie" (1889), "Les Precurseurs de la Franc-Maçonnerie au XVII et au XVIII siècle" (1887), "Le capital, la speculation et la finance" (1892) ? капитальный труд, изобилующий драгоценными сведениями.
Н. Водовозов.