(Евгений Карл D uhring) ? известный философ, математик и экономист; род. в 1833 г. в Берлине, где и окончил курс по юридическому факультету. Первоначально Д. поступил в судебное ведомство, но болезнь глаз, приведшая вскоре к совершенной слепоте, заставила его отказаться от службы. Читал в качестве приват-доцента в Берлинском университете лекции по философии и политической экономии. Одно за другим вышли в свет его сочинения: "Der Wert des Lebens" (1866; 4 изд. 1891; русск. перев. Антоновского: "Ценность жизни", в "Русском Богатстве" 1892 г. в отдельно СПб., 1894); "Nat urliche Dialektik" (1865); "Kapital und Arbeit" (1865); "Kritische Grundlegung der Volkswirtschaftslehre" (1866); "Die Verkleinerer Careys und die Krisis der Nationalo konomie" (1867). Последние два сочинения, в которых Д. заявил себя противником буржуазного либерализма, возбудили против него неудовольствие господствовавшей тогда манчестерской партии. Надежды его на профессуру, несмотря на успех его лекций среди студентов, не оправдались. Не нашел он поддержки и в правительстве, хотя весною 1866 года Бисмарк обратился к Дюрингу через Вагенера за указанием мер, которые могли бы быть приняты в пользу рабочего класса (записка Д. по этому вопросу была самовольно напечатана Вагенером, присвоившим себе авторство ее, что дало повод к скандальному процессу, выигранному Д.). Известность Д. упрочилась с появлением его "Kritische Geschichte der Philosophie" (1869; 3 изд. 1878), за которой последовали: "Kritische Ges chichte der Nationalo konomie und des Socialismus" (3 изд. 1879); "Cursus der National- u. Sozial o konomie" (3 изд. 1892; рус. перев. СПб., 1893); "Kritische Geschichte der allgemeinen Prinzipien d. Mechanik" (3 изд. 1887; рус. пер. Мараева, М., 1893) ? единственный общепризнанный труд Д., увенчанный на конкурсе геттингенским унив., не знавшим имени автора; "Cursus der Philosophie als streng wissenschaftlicher Weltanschauung" (1875). В это же время Д. получил кафедру философии и литературы в высшем женском учебном заведении Victoria Lyceum в Берлине. Но отношения его к профессорам все более и более обострялись. В 1876 г. он был удален из женского лицея, по его предположению ? вследствие интриги Гельмгольца, в ущерб которому он восхвалял (в истории механики) заслуги Роберта Майера (Гельмгольц и Майер оспаривали друг у друга честь открытия закона сохранения силы). Разоблачению этой "интриги" посвящена брошюра Д.: "Der Weg zur h ohern Berufsbildung der Frauen und die Lehrweise der Universita ten" (2 изд. 1885). Вслед за тем он выпустил 2-е изд. "Критической истории механики", заключавшее в себе прямое обвинение Гельмгольца в плагиате. Это послужило поводом к дисциплинарному производству, и в 1877 г. Д. был удален из университета, несмотря на движение в пользу Д. среди студентов и на протест печати, усматривавшей в походе, предпринятом против Дюринга, посягательство на свободу науки. С тех пор раздражительность и подозрительность Д. достигли крайних пределов; везде он видел происки и подкопы, устраиваемые его врагами ? профессорами, евреями и социал-демократами. В своих сочинениях по еврейскому вопросу Д. перенес старый вопрос на новую почву и объявил войну не иудаизму как религии, а евреям как расе. Сюда относятся: "Die Judenfrage als Rassen-Sitten- und Kulturfrage" (4 изд. 1892), "Der Ersatz der Religion durch Volkommeneres" (1883) и "Die Uebersch atzung Lessings und dessen Anwaltschaft fu r die Juden" (1881). Вообще несправедливость Д. к противникам так же не знает меры, как и его самовосхваление. "Общеупотребительные слова и понятия, ? таковы его собственные слова, ? бессильны исчерпать всего, что есть нового в моей системе". Он считает себя не только обновителем наук, объединителем истины и жизни, но и мастером слова, между тем как на самом деле его сочинениям часто недостает даже того изящества, которое обусловливается простотой и ясностью выражений. Др. соч. Д.: "Logik und Wissenschaftstheorie" (1878), в состав которого вошло его прежнее соч. о диалектике; "Die Grosse der modernen Litteratur" (вып. I, 1892), представляющее обработку его лекций о Вольтере, Гете и др.; написанные в сотрудничестве с его сыном Ульрихом "Neue Grundgesetze zur rationellen Physik und Chemie" (1878 ? 86) и "Neue Grundmittel zur Analysis, Algebra etc." (1884).
Свою систему Д. назвал философией действительности. Как высшая форма сознания о мире и жизни, философское сознание, по учению Д., должно стать настроением, руководящим и облагораживающим естественные влечения воли как в индивидуальной, так и в общественной жизни. Решительно отвергая критицизм, Д. утверждает, что наш разум способен понять всю действительность. Философия Д. делится на 3 части: 1) учение об основных формах (схемах) всякого бытия, 2) учение о началах природы и 3) учение о человеке; последнее есть только особый отдел второго, но оно выделяется ввиду высокой важности социального мира. Учение об основных формах всякого бытия обнимает у Д. и логику, так как основные положения и главные формы последней имеют полную силу в приложении ко всякой действительности. Законы мышления являются, по Д., в то же время законами действительности: мышление признается тождественным с бытием. Общий склад мировоззрения Д. ? оптимистический. Центр тяжести его системы заключается в учении об обществе, которое должно опираться на этику. Нравственность, которая, будучи проявлением воли, мыслима лишь в отношениях личностей между собою, покоится на принципе равноценности соприкасающихся воль. Обязанности по отношению к самому себе сводятся Д. к правилам воспитания благороднейшей человечности. Сострадание является самостоятельным принципом: сама природа устроила так, чтобы чужое страдание болезненно отзывалось в нашем собственном чувстве. Д. не отрицает существования зла и злых людей; но с этим следует бороться, а не мудрствовать над этим. Способность к наслаждению жизнью требует гармонического развития и возможного повышения по естественной лестнице потребностей. Удовлетворяя низшую ступень, мы освобождаем жизненную энергию для поднятия на следующую, причем наилучшим средством для пробуждения энергии служит труд, т. е. преодоление естественных препятствий на пути к цели жизни. Опровергая пессимизм Шопенгауера, Д. придает особое значение закону умственных перемен или перехода одних психических состояний в другие как условию всякого продолжительного чувства; в страдании он видит conditio sine qua non наслаждения. Неприятное в жизни представляет к тому же драгоценный и необходимый стимул для достижения счастья. Счастье вполне доступно, так как все зло проистекает от социальных условий, которые мы властны изменить. Автономия личности неосуществима в наших колоссальных государственных конгломератах. Небольшие социальные группы, возникшие путем свободного договора, должны быть основными единицами общественности. Эти основные группы соединяются друг с другом также на основании договора, сообразно с потребностями обмена и др. отношениями. Экономические отношения должны покоиться на начале равноценности сил, приложенных ко всякому труду в равное время. Такова социалитарная теория Д. (как он сам ее называет в отличие от социалистики ? учения ненавистных ему социал-демократов). Осуществить этот идеал бессильна одна лишь политич. и социальная техника. Истинной основой того или другого общественного строя Д. считает природу и стремления индивидуального духа, выдвигая при этом значение национальности: "чем более способна данная национальность развить хорошие социалитарные отношения, тем более она будет в состоянии создать и духовную основу этих отношений". Что же касается объяснения явлений существующего экономического строя, то Д. горячо, но безуспешно пропагандировал в Германии идеи Кэри (см.), которого называл "социальным Коперником". ? О его автобиографии ("Sache, Leben und Feinde", 1882), в которой затронуто много вопросов современной общественности, см. "Вестник Европы" 1882 г. ¦ 12. Ср. Vaihinger, "Hartmann, D. und Lange" (1876); Козлов, "Философия действительности. Изложение системы Д. с критич. обзором" (Киев, 1878); Druskowitz, "Eugen D." (1888); D oll, "Eng. D." (1892 ? восторженный панегирик Д.).