? одна из главнейших, по мнению многих ? самая главная фигура немецкого национального эпоса. Он является или героем, или эпическим центром длинного ряда средневерхненемецких поэм, известнейшие из которых: 1) Бегство Дитриха. Король Эрманрих во время отсутствия своего вассала Зибиха обесчестил жену последнего; тот мстит ему тем, что наводит его на злые и вредные дела и, между прочим, ссорит его с его могучим племянником, Дитрихом Б. Последний побеждает Эрманриха, но тому удается хитростью захватить в плен вассалов Д.; чтобы освободить их, Д. уступает дяде все царство и уходит с своими героями к гуннскому королю Этцелю, который принимает его к себе на службу, благодаря стараниям своей жены Хольхи. С войсками Этцеля Д. два раза побеждает Эрманриха. ? 2) Смерть Альфарта. Альфарт, юный герой Д. Б. из рода Вольфингов, племянник Гильдебранда, едет один на рекогносцировку против войска Эрманриха; Виттиг и Гейме, которые изменили Д. Б. и перешли на сторону его дяди, встречают его и, несмотря на его храбрость и силу, убивают его в нечестном бою. Это наиболее художественная из поэм цикла Д. Б. Предполагают, что первоначальным героем саги был Diether, родной брат Д. ? 3) Равеннская битва (Die Rabenschlacht). Д. Б. отправляется с войском гуннов против Эрманриха. Юные сыновья Этцеля, Шарпф и Орт, едут вместе с ним, но остаются в Берне, вместе с братом Д. Б., Дитером, под охраной старого витязя Эльзана. Случайно они оказываются вблизи войска Эрманриха; их встречает Виттих, на которого юноши храбро нападают; но сыновья Этцеля и Дитер убиты. Д. Б. в гневе отрубает Эльзану голову и гонится за Виттихом до берега моря, где последнего скрывает под волнами его прабабушка Вагхильда. Бегство Д. и Равеннская битва обработаны, по-видимому, в конце XIII в., одним и тем же поэтом, который называет себя Heinrîch der vogelaere. ? 4.) Зигенот. Sigenôt ? великан, в борьбе с которым Д. Б. побежден и брошен в пещеру. Его верный витязь Гильдебранд отправляется его отыскивать и попадает в то же положение, но ему удается освободиться и он мечом Д. убивает великана. ? 5) Экке. Великан Экке, разбуженный тремя королевнами на Рейне, идет биться с Д. Б. После долгой и упорной битвы, в которой ему значительную помощь оказывает его огненное дыхание, Д. побеждает и убивает великана; на пути к Рейну, куда он несет отрубленную голову соперника, он убивает Фазольта, брата Экке. ? 6) Лаурин. Могучий король карликов Лаурин похитил Симильду, сестру Дитлейба Штирийского; по просьбе последнего Д. Б. с своими витязями отправляется за ней в горы, проникает в волшебный сад Лаурина и вступает в битву с похитителем. Лаурин, наконец, побежден Д. Б. и приглашает витязей спуститься внутрь горы; там, отведав волшебного напитка, последние попадают во власть карликов. Но Симильда возвращает им их оружие, и после второй, более ожесточенной битвы, витязи разрушают подземное царство карликов. ? 7) Двор Этцеля (Etzels Hofhaltung). Д. Б. принимает на себя защиту девы Salde против дикого охотника Вундерера, которого он и убивает. 8) Розовый сад. В этой поэме и в "Biterolf und Dietlieb" немецкий эпос сводит лицом к лицу двух своих любимых героев: Д. Б. и Зигфрида. В Розов. саду Кримгильда, дочь короля Гибиха Вормского, устраивает сад, охраняемый 12-ю великанами, и вызывает Д. Б. и его витязей биться против Зигфрида и его спутников. Наградой победителям должен быть поцелуй красавицы. 12 поединков кончаются победой бернцев. Видную роль в поэме играет комическая фигура монаха Эльзана, который и в монастыре не оставил своей боевой грубости и воинственных привычек. Кроме того, Д. Б. играет довольно видную, хотя не первостепенную роль в Нибелунгах (см.), где он оказывается на службе Этцеля, но не соглашается биться с бургундами, пока те не убивают его друга Рюдигера и его вассалов; тогда он побеждает и берет в плен Гунтера и Гагена, а когда Кримгильда убила их, он казнит Кримгильду. Позднейшая лирическая поэма: "Die Klage", отводит ему главное место. К ней примыкает и древнейший эпический отрывок (Hildebrandslied, VIII века: возвращаясь от двора Этцеля, Гильдебранд встречает своего сына Гадубранда и бьется с ним), также относящийся к циклу Д. Б. Поздние, рыцарско-фантастические поэмы о Гугдитрихе и Вольфдитрихе относятся к другому, так наз. ломбардскому циклу. Все поэмы о Д. Б. изложены в прозаической скандинавской Тидрек-саге (Saga Thidhriks konungs of Bern, изд. С. R. Unger, Христиания, 1853). Довольно многочисленные отзвуки сказаний о нем встречаются в англосаксонском эпосе. В основе сказаний и поэм о Д. Б. лежит ряд исторических фактов. Д. Б. ? это остготский король Теодорих, впоследствии завоеватель Италии. Берн ? это Верона, первый город верхней Италии, который встречали немецкие выходцы. Raben ? Равенна, которую так долго осаждал Теодорих, и т. д. (даже в Виттихе может быть узнан исторический Vidigoia, Gothorum fortissimus, который, по Иордану, cap. 34, Sarmatum dolo occubuit). В древнейших редакциях Д., по-видимому, завоевывал свое королевство (народ не желал оставить его узурпатором) из Византии, но последнюю скоро заменил двор короля гуннов Аттилы; причиной этому была память о зависимости остготов от гуннов и смешение Теодориха с его отцом Теодемиром. В древнейшей саге Д. Б., без сомнения, боролся с Одоакром (который в форме Otacher встречается и в поэмах, но в незначительной роли), но рано его заменил могучий и грозный Эрманрих, также лицо историческое, только относящееся к более ранней эпохе. Сага сложилась, по-видимому, у дружественных с готами верхненемецких племен и прежде всего у алеманнов; что это произошло не позже начала VIII в., доказывает песнь о Гильдебранде. По мере ее развития увеличивалось количество подвигов Д., являлись многочисленные эпизоды и число его витязей стремилось дойти до 12. Сомнения возбуждают те поэмы и эпизоды Тидрек-саги, где Д. Б. бьется с чудовищами, великанами и карликами и имеет огненное дыхание, причем его рождение и исчезновение (он не умирает, но уносится на черном коне) обставляются чудесами. Уланд, Зимрок и др. признают это мифическим элементом и думают, что на Теодориха перенесены мифы о боге-громовнике Донаре. Но новейшие исследователи (см. "Grundriss d. germ. Phil." v. Paul, I, ¬ 31 и след.) не считают эти черты основными и полагают, что это ? отчасти литерат. заимствования (напр. из Вольфдитриха), отчасти местные сказания, перенесенные на Д. Б.; таково, напр., тирольское сказание о короле карликов Лаурине. Что касается до связи Д. Б. с демоном и его таинственного исчезновения (вследствие которого он и оказывается одним из "диких охотников"), то она может объясняться нерасположением католической церкви к еретику-арианину и преследователю правоверных (в XII в. латинское предание видело Теодориха в кратере вулкана или в аду). К саге о Нибелунгах Д. Б., вероятно, приурочен одновременно с Рюдигером, через Аттилу, в то время, когда сага эта подверглась сильным изменениям и когда гибель бургундских героев приписывалась уже не королю гуннов, а Кримгильде.
См. К. Meyer, "Die Dietrichsage in ihrer geschichtlich. Entwickelung" (Базель, 1868). Лучшие тексты поэм см. у E. Martin, "Deutsches Heldenbuch". По-русски содержание большинства их в книге Ор. Миллера "Илья Муромец и богатырство киевское". О Тидрек-саге, Вольфдитрихе и пр. см. А. Кирпичникова, "Поэмы ломбардского цикла" (М., 1872 г.).
А. Кирпичников.