(Gupta) ? одна из знаменитейших индийских династий, подчинившая себе почти всю северную Индию. Время владычества Г. до сих пор еще составляет спорный вопрос. Вероятнее предположение Ольденберга, что начало Г. должно быть отнесено к 319 г. по Р. Х. Владычество их продолжалось в течение IV и V в. по Р. Х. Г. поддерживали сношения с иноземными народами и династиями; покровительствовали туземной литературе, поэзии, науке, а также и брахманизму, не преследуя буддизма. Памятниками остались многочисленные монеты и надписи; послания писаны особым алфавитом, более древним, чем девангари (см.). Алфавит этот носит название Г., по имени династии. Первоначальная область владычества Г. занимала территорию вдоль Ганга до его слияния с Ямуной, а также области Магадха и Айодхья, т. е. центральную часть сев. Индии. Основатель династии, происходивший, по преданию (Вишну-Пурана), из касты Вайшья, назывался Г., или Шригупта (Çrî ? почтенный). От правления одного из его преемников, Самудрагупты, сохранилась весьма важная в историческом отношении надпись (в Аллахабаде), перечисляющая имена побежденных им царей и завоеванных земель. Из нее видно, что ему была подвластна большая часть земель по течению Ганга и, вероятно, значительная часть Бенгалии; дань платили ему многие народы Пенджаба и по реке Инду, быть может, также и некоторые племена около Кашмира. Надпись прославляет в преувеличенных выражениях его личные достоинства, музыкальные, ораторские и поэтические дарования. В правление Скандагупты (Кумарагупты) был завоеван полуо-в Гузерат и соседняя часть материка. Вскоре после Скандагупты, быть может, при его сыне Магендрагупте (Mahendragupta), произошло распадение обширной монархии Г. Конец их владычеству в Гузерате был положен царями династии Валабхи, которые утвердились там с 480 г. по Р. Х. Владычество Г. имело огромное культурное значение в истории индийского средневековья. После нападений и набегов соседних чуждых народов, часто низших по культуре, возникает могучее национальное царство с туземной и просвещенной, по своему времени, династией во главе. Предполагаемое время воцарения Г.совпадает как раз с началом эпохи, названной Максом Мюллером эпохой возрождения индийской литературы. Г. держались благоразумной и обдуманной политической системы, покоряя совсем одни области, а другие только подчиняя своему главенству и ставя их в вассальные отношения. Огромное значение для духовной жизни Индии имеет и то обстоятельство, что Г. покровительствовали брахманизму, сами почитали брахманских богов и приносили им жертвы и этим способствовали, с одной стороны, укреплению брахманизма, сделавшегося впоследствии господствующей религией Индии, а с другой ? эмиграции буддистов из пределов Индии. См. Lassen, "Indische Alterthumskunde" (2 изд., т. II, стр. 957-1008); Oldenberg, "Ueber die Datirung der alteren indischen Munz und Inschriftenreihen" ("Zt. f. Numismatik", т. VIII, стр. 289-329 и IX стр. 90 и след.).
С. Булич.