(Жан Батист Greuze) ? знаменитый французский живописец-жанрист (1726-1805). Первоначально учился в Лионе под руководством Грандома, потом в парижской Академии художеств. Первым его произведением была картина "Отец семейства, объясняющий своим детям Библию". Будучи сделан в 1769 г. академиком, он задумал посвятить себя исторической живописи и с этой целью отправился в Рим. По возвращении своем в Париж выставил картину "Север и Каракалла", которая не имела никакого успеха. Возвратившись к жанру, Г. вскоре завоевал себе одно из первых мест. Из многочисленных его произведений следует упомянуть "Отеческое благословение", "Проклятие", "Сельская невеста", "Счастливая мать", "Девочка с собакой", "Девушка, оплакивающая смерть своей птички" и "Разбитый кувшин". Как изобразитель семейного быта с его драмами, Г. имеет лишь немногих соперников во французской живописи. Он в совершенстве группирует фигуры; однако его сцены отчасти банальны, отчасти сантиментальны и театральны. Г. занимает во французской живописи важное место и как портретист. В его время французские портретисты мало заботились о сходстве, лишь бы изображаемые мужчины получали вид Марсов и Аполлонов, а женщины ? Диан, Флор и Венер. Г. понимал портретную живопись иначе: его портреты полны сходства, жизни, выразительности, чувства. Его женские головки, может быть, носят печать слишком искусственной, преувеличенной выразительности, но они необыкновенно грациозны. В петербургском Эрмитаже мы имеем пять произведений Г .: "Голова девочки", "Портрет молодого человека", "Голова молодой девушки", "Портрет мальчика" и одну из больших и лучших его композиций ? "Смерть паралитика". Картины Г. были гравированы лучшими мастерами, каковы Леба, Флипар и Массар-отец. Во время французской революции Г. жил уединенно и не вмешивался в политику. К концу жизни он имел довольно значительное состояние, но утратил его в рискованных предприятиях. Когда конвент решил предоставить заслуженным писателям и художникам даровые квартиры, Г. получил помещение в Лувре; там он и умер почти в нищете, забытый своими современниками, вкусом которых овладел в ту пору Давид со своим холодным напыщенным псевдоклассицизмом. В 1868 году в Тюрнюсе, родине Г., воздвигнут ему памятник. В библиотеке петербургской Академии художеств хранятся богатое собрание собственноручных рисунков Г. ? Ср. E. et J. de Goncour "Greuze"; J. Meyer, "Geschichte der mod. franzosisch. Malerei" (Лпц., 1867).
В. Ч.