(Анри Gregoire) ? видный деятель французской революции; род. в 1750 г. в крестьянской семье близ Люневиля; воспитывался у иезуитов в Нанси. Священник по призванию, он заботился о распространении в своем приходе нравственности и просвещения, поучал крестьян гигиене, указывал им лучшие способы земледелия и т. п. В "Essai sur la regeneration des juifs" (1789) он выступил защитником веротерпимости и эмансипации евреев. Избранный в генеральные штаты депутатом от духовенства округа Нанси, он первый среди духовных заговорил о необходимости соединиться с третьим сословием и указал своим собратьям на пропасть, отделявшую бедное, приниженное сельское духовенство от высшего клира, примыкавшего к знати. В учредительном собрании он стоял за отмену привилегий дворянства, за эмансипацию евреев, за дарование гражданских прав свободнорожденным неграм и мулатам колоний в виде переходной ступени к совершенной отмене рабства. Особенно горячее участие принимал он в реорганизании церковного строя Франции. Когда в 1790 г. выработано было гражданское устройство духовенства (см.), Г. первый принес ему присягу и стремился склонить к тому же остальное духовенство. Вскоре он был избран епископом блуаским, но большею частью жил в Париже. Во время бегства Людовика XVI он первый подал мысль о назначении суда над королем. Избранный в конвент, он в первом же заседании (21 сент. 1792) намеревался внести предложение о провозглашении республики; но, удержанный друзьями, был предупрежден Колло д'Эрбуа, которого поддержал в сильной речи, причем историю королей назвал мартирологом народов. 15 ноября 1792 г. он отстаивал право народа судить короля как своего первого слугу, но тогда же внес предложение об отмене смертной казни, в которой видел остаток варварства. После этой речи он избран был на обычный срок президентом конвента. Во время самого процесса Людовика XVI Г., посланный в Савойю, был в отсутствии; вместе с тремя своими товарищами он письменно высказался за осуждение короля, но против смертной его казни. Во время террора Г. держался в стороне и всю свою деятельность сосредоточил в комитете народного просвещения. Он выработал обширный план, который должен был покрыть Францию сетью библиотек, земледельческих училищ и проч.; по его инициативе учреждены были консерватория искусств и ремесел и Национальный институт. Популярности Г. нанесла сильный удар та твердость, с которою он отстаивал свои религиозные убеждения, свое достоинство христианского священника. По его настоянию конвент издал декрет о свободе богослужения, существовавший, впрочем, только на бумаге. Г. был членом совета пятисот, потом членом и одно время президентом законодательного корпуса, наконец сенатором, но не играл уже выдающейся политической роли. В силу конкордата 1801 г. Г. вместе с другими так назыв. конституционными епископами должен был отказаться от своего звания, но никогда не переставал считать себя законным епископом и почти не носил графского титула, пожалованного ему в 1808 г. С целью опровергнуть мнение о неграх как о низшей расе он издал книги "De la litterature des nègres" (П., 1808), в которой собрал все когда-либо написанное негром или мулатом, и "De la traite et de l'esclavage des noirs et des blancs" (П., 1809 и 1815). После реставрации Г. в соч. "De la constitution française de l'an 1814" (П. 1814, 4 изд. 1819) указал на недостатки хартии. Правительство Бурбонов отнеслось к нему с непримиримой враждой. При преобразовании института в академию он был исключен из этого учреждения. Когда город Гренобль избрал в 1819 г. Г. депутатом, в среде роялистов поднялось сильнейшее волнение. Человеколюбивого Г. клеймили именем цареубийцы, тогда как на самом деле он протестовал против смертной казни короля. Людовик XVIII, забывая, что сам незадолго перед тем сделал министром Фуше, увидел в избрании Г. угрозу Бурбонскому дому, и выборы эти были кассированы. Особой ненавистью преследовало Г. духовенство. Перед смертью Г. (28 мая 1831 г.) оно потребовало от него отречения от присяги, принесенной им в 1790 г., и когда он отказался, его лишили причащения и христианского погребения. Из многочисленных сочинений Г., кроме названных выше, более замечательны: "Histoire des sectes religieuses" (П. 1814-45); "Essai historique sur les libertes de l'Eglise gallicane" (П. 1818, 2 изд. 1826); "Histoire des confessions des empereurs, des rois etc." (П. 1824). Его мемуары изданы Карно (П., 1831), с приложением биографии Г. На русский яз. Борис Врасский перевел соч. Г. "О влиянии христианской религии на состояние женщин" (СПб., 1823). В 1814 г. Г. в числе 28 лиц, "отличившихся ученостью", избран был почетным членом Казанского университета; представил его к этому званию ориенталист Френ, а утвердил министр народн. просвещения гр. Разумовский. Но в 1821 г. совет Казанского университета по инициативе Магницкого нашел "противным не только справедливости, но и наружной благопристойности иметь в сословии университета лицо, участвовавшее в страшном злодеянии" (казнь короля). Постановление это было утверждено главным управлением училищ, и Г. лишен был звания почетного члена Казанского университета.
Значение слова ГРЕГУАР в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона
Что такое ГРЕГУАР
Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012