собственно Жерар (Jean-Ignace-Isidore Gerard, по прозвищу Grandville) ? французский рисовальщик-карикатурист (1803-1847). Его отец, миниатюрист, был первым его учителем. Приехав в Париж на 20-м году жизни, без всяких средств, Г. стал работать для сатирических журналов. Прочную известность он приобрел с 1828 г., когда появились его "Метаморфозы" ? типы известных в Париже деятелей, изображенных в виде различных животных; художник сумел благодаря своей тонкой наблюдательности схватить самые странные и поразительные черты сходства между этими деятелями и некот. животными. После революции 1830 г. при большой сравнительно свободе печати Г. почти исключительно посвятил себя политической карикатуре; ежедневно в "Caricature" и в "Charivari" появлялись его остроумные и едкие рисунки, в которых он вышучивал представителей июльской монархии. Лучшие карикатуры этой эпохи суть "Mât de cocagne", "Convoi de la liberte" и "Basse-cour". Сентябрьские законы несколько стеснили свободу Г.; тем не менее он продолжал работать в том же направлении и издал замечательный альбом, в котором шляпы, зонтики и воротники играли, так сказать, первостепенную роль; тот или другой политический деятель узнавал себя в тросточке или в зонтике. К этим легким эскизам необходимо присоединить превосходные рисунки, помещен. в "Magazin pittoresque", в особенности "Физиономия кота" и "Головы людей и животных". После Гаварни и Домье Г. занимает первое место в истории французской карикатуры; существенным свойством его таланта была блестящая, необыкновенно богатая фантазия, укрепляемая и поддерживаемая тонкою наблюдательностью и едким юмором. Пользуясь этими свойствами своего таланта, Г. в своих рисунках воспроизвел историю всех смешных сторон и странностей своего времени. Но пристрастие придавать физиономию и пороки человека сначала животным и растениям, а впоследствии и всякого рода неодушевленным предметам под конец жизни Г. сделалось столь велико, что некоторые его рисунки непонятны. Несмотря на то, он ? истинный мыслитель, и вовсе не желал смешить, придавая людям облик различных животных, он был уверен, что в первых встречаются те же самые низкие пороки и инстинкты, что и во вторых. Блестящий талант Г. быстро доставил ему славу и популярность, но не богатство. После смерти сына он лишился рассудка и умер в доме умалишенных. Г. иллюстрировал большое количество произведений; между ними особенною известностью пользуются "Басни Лафонтена", "Робинзон", "Лабрюйер", "Дон-Кихот", "Путешествие Гулливера", "Басни Флориана", "Песни Беранже", "Жером Патюро", "Одушевленные цветы" и некоторые другие.
В. Ч.