(Сильвестр Сильвестрович) ? философ гегелевского направления (1813-1889); сын протоиерея. Окончив Киевскую академию, где в то время преподавали философию шеллингианец И. М. Скворцов и В. Н. Карпов, Г. взял на себя преподавание польского, затем немецкого языка и только в 1841 г. перешел на свою специальность. Задумав перейти в университет, Г. должен был держать экзамен на кандидата и магистра. Когда эти препятствия были устранены, неожиданно возникло новое: философия была упразднена в университетах. Чтобы добиться своей цели, Г. оставалось занять кафедру педагогики, и только устав 1863 г. позволял ему вернуться к философии, не расставаясь, однако, и с педагогикой. Кроме унив., Г. преподавал и на киевских Высших женских курсах, бывших некот. время в его ведении. Еще студентом академии Г. написал "Критическое обозрение учения римской церкви о видимой главе церкви", выдержавшее несколько изданий (3-е изд., Киев, 1868). Из многочисленных трудов Г. по философии главные: "Критический взгляд на философию Канта" (Киев, 1847); "Философский лексикон" (т. I-IV, Киев, 1857-1873), несмотря на компилятивный характер многих статей, представляющий выдающееся явление в русской филос. литературе; "Обозрение системы философии Гегеля" (Киев, 1860); "Введение в историю философии" (Киев, 1871); "Философский словарь" (Киев, 1876); "Философия XVII и XVIII вв. в сравнении с философиею XIX в. и отношение той и другой к образованию" (Киев, 1878-1884). По педагогике Г. написал, между прочим: "Об историческом развитии воспитания у примечательнейших народов древнего мира" (Киев, 1853); "О различии между воспитанием и образованием в древние и новые времена" (Киев, 1874); "Краткое обозрение педагогики" (Киев, 1879). Влияние Гегеля на Г. вне всякого сомнения; но собственные взгляды Г. отличаются отсутствием яркости и определенности. По мнению Г., философия Гегеля в систематический форме выражает то движение, которым новые времена отличаются от направления средних веков. Задача нового времени ? выработать разумный простор личности, развить внутреннюю жизнь в гармонии с внешнею. Это стремление Гегель и довел до крайности в своей системе. Философия ? это сама мысль, сама деятельность мысли и познания, получающая для себя содержание от соприкосновения с противостоящим ей миром как предметом или действительностью, определяемою сознающим началом; она стремится к познанию безусловного начала вещей, их внутренней связи и отношения их к этому началу. Как высшему проявлению сознательной жизни, философии свойственно развитие, которым и объясняется разнообразие ее изменений. ? Педагогика систематически рассматривает средства и способы, содействующие возможно лучшему развитию всех сил человека и приготовляющие его к самодеятельности и самообразованию. ? Г. не был чужд и злобы дня: по разным общественным вопросам (напр. об украинофильстве) им помещено несколько заметок в периодических изданиях. См. Д. Поспехов, "Пятидесятилетие ученой деятельности бывшего профессора Киевской духовной академии С. С. Гогоцкого" ("Труды академии", 1887, 12); Н. Флоринский, "С. С. Гогоцкий" ("Вер. и раз.", 1889, ¦ 20); Я. Колубовский, "Материалы для истории философии в России" ("Вопросы филос.", кн. 4).
Я. Колубовский.