Значение ГИЛАРИЙ, ЕПИСКОП ПУАТЬЕСКИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое ГИЛАРИЙ, ЕПИСКОП ПУАТЬЕСКИЙ

(Hilarius) ? епископ пуатьеский (Pictavium), великий учитель Западной церкви IV в., сын богатых и знатных язычников (род. около 320 г.). Разлагавшееся язычество не удовлетворяло Г., изучившего философские системы Греции и Рима; он крестился, вместе с семьей. За свое благочестие, красноречие и научное образование он был единогласно избран народом (в 353 г.) в епископы родного города. Почти с самого момента вступления его в управление пуатьеской епархией началась борьба его с арианами, доставившая ему имя Западного Афанасия. В Галлии главным представителем арианства был митрополит области, епископ арелатский Сатурнин, обративший уже в ересь семь провинций; с ним и пришлось бороться Г. В 355 г. Констанций лишил кафедр епископов, присутствовавших на Медиоланском соборе и отказавшихся осудить защитника православия, Афанасия Александрийского. Г. по этому случаю обратился к императору с посланием, в котором смело и с достоинством защищал православие, равно как и себя лично против клевет Сатурнина. Тогда Сатурнин созвал собор, состоявший исключительно из арианских епископов и осудивший Г. на изгнание. Он был отправлен во Фригию, где пробыл более 4-х лет. Оставленная им паства не приняла назначенного на его место нового епископа, и Г. продолжал управлять своей церковью через ее пресвитеров. Во Фригии он написал главное свое сочинение: "De trinitate" (речь идет здесь не о Троице, а о Божестве Сына Божия и равносущности Его с Отцом). Знание греческого языка дало ему возможность и здесь принимать деятельное участие в борьбе с арианством, через личное присутствие на нескольких соборах (между прочим, в Константинополе) и посредством литературной полемики. Впечатление его посланий к императору Констанцию было так сильно, что арианская партия, находя пребывание его на Востоке, вблизи столицы и императора, более опасным для себя, чем пребывание на Западе, сама исходатайствовала ему возвращение в его епархию, где Г. успешно продолжал борьбу против арианства. Сочинение Г. "de Synodis" (т. е. о поместных соборах, бывших в его время на В и З по поводу арианства), а также писанные в разное время его три обширных "Послания к императору Констанцию" и сочинение "против Авксентия", составляют первоисточник для характеристики и истории арианства, наравне с творениями Афанасия Александрийского, а равно и для истории христианских догматов вообще. Почетное место в зап. литературе Г. занимает так же как истолкователь св. Писания. С давних пор известны его комментарии на Евангелие от Матфея и на книгу Псалмов. Блаженный Иероним упоминает еще о его толкованиях на Евангелие от Иоанна, на Книгу Иова, на послания апостола Павла, на Песнь Песней, а также о его письмах и гимнах. Г. составлена была особая для Галлии литургия, так называемая галльская, бывшая в употреблении до Карла Великого, когда для всего запада сделана была обязательной одна римская литургия. На западе соч. Г. признаются классическими произведениями богословской литературы, наравне с сочинениями Августина и Иеронима. После смерти Г. (368) он был причислен Зап. Церковью к лику святых исповедников и чудотворцев (о чудесах его много рассказов у его биографа ? Фортуната). В 1851 г. папой Пием IX Г. канонизован как "вселенский учитель Церкви".

Ср. B altzer, "H. v. Poitiers" (1881).

Н. Барсов.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.