Значение слова ГЕТТЭ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

ГЕТТЭ

(Рене-Франсуа, в православии Владимир, Gu ette e) ? бывший католический, впоследствии православный священник; родился в 1816 г., был приходским священником в Блуа, после революции 1848 г. редактировал газету "R e publicain de Loir et Cher", затем был лазаретным священником в Париже. Он подвергся преследованиям ультрамонтанов, которые в его "Histoire de l'Eglise de France" (1847?1857) усмотрели янсенистские идеи и приверженность к галликанизму. В 1852 г. этот труд занесен был в "Index librorum prohibitorum", a в 1857 г. парижский архиепископ лишил Г. места и запретил ему совершать богослужение в парижской епархии, под тем предлогом, что он принадлежит к епархии блуаской; формальному отрешению он никогда не подвергался. Научные изыскания привели Г. к убеждению, что все тексты, цитируемые в пользу папской власти, ложны или извращены. В своем журнале: "Observateur catholique" он доказывал, что институт папской власти возник только с IX в. и не имеет никакого божественного основания. Через посредство С. Сушкова Г. познакомился с протоиереем И. Васильевым (см.), который, по словам Г., нашел все суждения его настолько православными, как будто бы он учился в Московской духовной акад. В 1862 г. состоялось формальное присоединение Г. к православию, причем он сохранил сан священника. Вслед за тем он издал соч. под заглавием: "Схизматическое папство". За это и др. соч. он получил по представлению Московской духовной академии степень доктора богословия. Вместе с прот. Васильевым Г. стал издавать православный журнал, под названием: "Union chr e tienne" и издание это продолжал до самой своей смерти. В этом журнале, Г., утверждавший, что "рим. католику, чтобы сделаться православным, предложит лишь отвергнуть главенство папы и прившедшие через то ложные догматы", в течение 30 лет вел полемику с католическими богословами. В 1875 г. Г. принял русское подданство. Умер в 1892 г., завещав похоронить свои останки в России. Главные соч. Г.: "Jans enisme et jesuitisme" (1857), "Histoire des je suites" (1858 в сл.), "Papaut e temporelle condamnee par le pape Saint Gregoire le Grand" (1861), "Refutation de la pretendue Vie de Je sus de M. Renan" (1863?64, русск. перев. СПб., 1864), "De l'encyclique du 8 d e cembre 1864" (1865 ? анонимно), "Exposition de la doctrine de l'Eglise orthodoxe et des autres Eglises chr e tiennes" (1868, русск. перевод, Каз., 1869, СПб. 1869). В русск. переводе имеются еще его неоконченная "История церкви христианской от Р. Х. до наших дней" (том I ? III, СПб., 1872?75), его полемика с католич. журналами по поводу приписываемых Влад. Соловьеву вопросов о взаимных отношениях церкви восточной и западной ("Вера и Разум", 1887, ¦¦ 11, 15) и его автобиография; "Souvenirs d'un pr être romain devenu prê tre orthodoxe" (Пар., 1889; "Вера и Разум", 1890?1891).

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.