(Heros). ? Греки разумели под названием Г. богатырей древнейшего, доисторического времени: это ? идеальные изображения человеческой силы и богатырского духа, посредники между народом и его богами, благодетели греческого народа, основатели греческих городов и государств, учредители законного порядка, вследствие своего божественного происхождения и великих подвигов удостоенные богами после смерти отличной от прочих смертных участи, а людьми ? поклонения. Г. нельзя рассматривать ни чисто исторически, как людей действительно существовавших, ни исключительно символически, как отвлеченные понятия, воплотившиеся в определенные образы: это ? идеальные личности, освобожденные сказанием от случайностей окружающей обстановки и преображенные в пластически-цельные индивидуальности. Некоторые из Г. ? просто создания воображения, без исторической подкладки, таковы, напр., все так называемые основатели городов, родоначальники фил и пр. Другие, очень может быть, действительные исторические личности, но идеализованные народной фантазией до полной неузнаваемости, как, напр., большая часть троянских Г.; третьи, вероятно, первоначально были богами, и уже сказанием перенесены, так сказать, с неба на землю, каковы, напр., некоторые Г. древнейшего, или так называемого мифического, периода. В ту пору, когда слагались поэмы Гомера, успели уже сойти со сцены могучие богатыри древнейшего периода. У Гомера Г. называется почти каждый выдающийся над общей массой своей физической силой, своим умом или другими достоинствами свободный муж; в особенности, так именуются князья и члены знатных семейств, производящие свой род от какого-либо бога; ни о каком поклонении им, как богам, нет и речи. Лишь некоторым из них, любимцам богов ? напр. Менелаю и Радаманфию ? выпадает на долю избежать смерти и прямо переселиться к блаженной жизни в Элизий. Гезиод первый называет поколение борцов под Фивами и под Трое и полубогами. У Пиндара Г., как существа сверхчеловеческие, занимают середину между богами и людьми и впервые становятся предметом религиозного поклонения. Местом их культа были первоначально преимущественно их могилы; но по мере того, как случаи апофеоза отдельных Г. делались все более и более заурядным явлением, им стали воздвигать храмы и алтари и в местностях, отдаленных от их могил. Большей частью, однако, поклонение Г. ограничивалось только известной местностью. Тайная благотворная деятельность Г., в качестве местных духов (???????? ???????), помощь, оказываемая ими своим народам в критические для них минуты (напр. появление Тезея при Марафоне), окружили их личность необыкновенным ореолом. Культ Г. состоял в своеобразных жертвоприношениях, не похожих на жертвы, приносимые богам; это были жертвы в честь умерших, состоявшие в возлиянии на могилу Г. меда, вина, масла и молока, причем лицом обращались на западную страну тьмы и преисподней. В позднейшее время даже исторические личности, каковы, напр., Гармодий и Аристогитон, Бразид, были возводимы в сан Г. Еще позднее всякого умершего стали признавать за Г., и, вместе с тем, понятие "????" начинает отождествляться с понятием "?????????" (блаженный). А так как все превосходившее в человеке средний уровень: сила, красота, добродетель, ум, общественное положение, служило доказательством особенного благоволения божества, то в конце концов и живые люди стали почитаться как Г. С тех пор, как Александр В. содействовал смешению греческих и восточн. представлений, культ Г. приобрел значение церемониала, подобающего всякому государю. Отсюда обычай ставить государю алтари еще при его жизни, привившийся особенно у Птолемеев и Селевкидов и перешедший затем в императорский Рим.
Ср. Oehlert, с Beitr age zur Heroologie d. Griechen"; Wassner, "De heroum apud Graecos cultu".